Инновационная модель

Описание структуры и содержания модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр.

Модель педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр дошкольников представлена следующими системными характеристиками: цель и задачи педагогического сопровождения, факторы, условия, компоненты, методы и приёмы.

Основной целью педагогического сопровождения является научное психолого-педагогическое обеспечение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста и оптимизация педагогического взаимодействия педагога и детей в сюжетно-ролевых играх.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

1. в выявлении трудностей детей при самостоятельной организации ими сюжетно-ролевых игр;

2. в оказании детям своевременной помощи и поддержки на протяжении всего процесса сюжетно-ролевой игры с учётом всех структурных компонентов игры (замысла, содержания, сюжета, роли, игровых действий, игровых правил и игрового использования игрушек и предметов-заместителей); в подборе средств реализации задуманного; в выборе наиболее эффективного игрового маршрута; в сохранении и развитии игровых интересов детей;

3. в создании и проектировании условий для успешного развития сюжетно-ролевой игры как творческой совместной деятельности и достижения детьми дошкольного возраста высокого уровня развития сюжетно-ролевых игр.

Реализация задач наиболее успешно будет осуществляться с точки зрения личностно -ориентированного взаимодействия педагога с детьми, основанного на представлениях о совместной деятельности. С точки зрения такого подхода каждый из участников может брать на себя осуществление любого из компонентов общей деятельности: исполнение отдельных операций или их сочетаний.

Факторы педагогического сопровождения педагога с детьми, обеспечивающие развитие сюжетно-ролевых игр:

  • игровая позиция педагога обеспечивает включение педагога в совместную с детьми игру и способствует созданию условий для развития их самостоятельной игры;
  • ценностное отношение к ребёнку как равно интересному партнёру общения позволяет создать эмоционально–положительную направленность ребёнка на партнёров по игре и обеспечивает эмоциональную приподнятость и непринуждённость в процессе общения и развития сюжетов игры;
  • появление разнообразных сюжетов в играх, использования детьми различных способов и средств реализации задуманного автоматически отрицает жёсткую детерминированность в организации и руководстве сюжетно-ролевой игры;
  • открытость и восприимчивость педагога к возникающим новообразованиям предполагает повышение творческих способностей детей, их умение действовать в новых условиях, меняя способы деятельности.

Условия педагогического сопровождения:

  • установление субъект-субъектных отношений и особого взаимодействия педагогов и детей в сюжетно-ролевых играх через игровую позицию педагога;
  • вооружение детей социально-ценностными представлениями, способами регуляции поведения и навыками культуры общения со сверстниками в игре, умениями обустраивать игру и самостоятельно моделировать игровое пространство при реализации игровых замыслов;
  • осмысление педагогами и родителями важности развития сюжетно-ролевых игр;
  • выявление наиболее важных особенностей сюжетно-ролевых игр, игрового поведения, интересов и ценностных ориентаций детей в рамках модели педагогического сопровождения осуществляется в процессе диагностической деятельности педагога дошкольного учреждения, которая является основой планирования игр, определения форм, средств и методов взаимодействия.

Центральным образованием модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр является особым образом организованное взаимодействие педагога с детьми, которое способствует эффективному развитию игровой деятельности и личности дошкольника.

Содержательные компоненты взаимодействия предусматривают интеграцию:

1. Когнитивного – знание педагогами сильных и слабых сторон ребёнка, его увлечений и интересов, ценностно-смысловых ориентаций родителей и воспитанников,   структурных компонентов сюжетно-ролевой игры,   способов её моделирования с учётом индивидуально-личностных особенностей, интересов,  предпочтений и степени освоения опыта игровой деятельности современными дошкольниками, владение умением провести диагностику межличностных отношений и общения педагогов и детей в сюжетно-ролевой игре, понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогом и детьми.

 В процессе когнитивного взаимодействия педагога с детьми последними:

  • осваивается предметный и социальный мир;
  • расширяется спектр игровых интересов;
  • появляются, игровые замыслы, в которых сочетаются реальные и вымышленные события (из книг, мультфильмов);
  • игровые замыслы оформляются в речи;
  • формируется игровая роль и ролевая речь;
  • осваивается умение использовать речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий;
  • содержание  и структура сюжетов игр усложняется;
  • основное содержание сюжетно-ролевых игр связано с творческим отражением отношений в мире людей;
  • формируется умение планировать игру;
  • усваиваются правила и нормы поведения со взрослыми и сверстниками.

К концу дошкольного возраста у детей появляются новообразования:

  • произвольность;
  • воображение;
  • знаковая функция сознания;
  1. Деятельностно-практического – игра строится как совместная деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение, используются содержательно-организационные и управленческие механизмы игрового взаимодействия по созданию игровой среды и изменению игрового пространства, в ней наблюдается развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации); в сюжетно-ролевой игре педагог и дети постоянно контактируют, координируют действия на основе взаимного содействия, сопереживают, изменяют способы  поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга, определяют творческий характер отношений.

При реализации деятельностно-практического взаимодействия появляются устойчивые игровые объединения, в которых дети овладевают важными умениями:

  • коммуникативными: договариваться о тематике игры; о последовательности совместных действий; развитии сюжетов; налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться; убеждать, действовать; решать конфликты;
  • организационными: справедливо распределять роли: подбирать игрушки, атрибуты, игровое оборудование и вместе обустраивать игровое пространство; совместно планировать игру; коллективно возводить постройки, необходимые для игры; комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;
  • у детей развивается инициативность;
  • творчество.

3. Эмоционально–личностного компонентов – наблюдается  эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, отсутствие принуждения,  обоюдный интерес  друг к другу, понимание мотивов поведения; осуществляется поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Проявляется внимание к мнению и предложениям друг друга, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиций друг друга, стремление к официальному и неофициальному общению друг с другом.

Дети овладевают умениями:

  • создавать выразительные игровые образы  с помощью средств реализации замысла: интонаций, действий, жестов, мимики, пантомимики, движений;
  • обретают чувство самоценности, которое во многом определяется  положением ребёнка в игре, его успехами в игре.

Формы взаимодействия:

  • индивидуальное общение педагога с ребёнком по выработке игровых умений;
  • организация совместной сюжетно-ролевой игры с подгруппой детей в младшем и среднем дошкольном возрасте;
  • коллективная игра в старшем дошкольном возрасте.

Методы и приёмы взаимодействия в сюжетно-ролевой игре:

  • Педагог включает детей в совместную игру со сверстниками через использование приёмов внесения игрушек, разработанных О.К. Васильевой:

– создание игровых проблемных ситуаций;

– показ инсценировок театра игрушек;

– дидактические игры;

– сценки–загадки кукольного персонажа.

Педагог организует и сотрудничает с ребёнком по изготовлению атрибутов для игры, изготовлению элементов костюмов (заказы могут поступать в специальный «ящик для заказчиков», который по предложению детей постоянно висит в уголке «Умелые руки»). Форма заказов условно выражается в виде рисунка. 1-2 раза в неделю педагог вместе с детьми изучает, классифицирует заказы, создаёт группы по их изготовлению (А.И. Матусик).

– Организуются и проводятся конкурсы костюмов, конкурсы на интересные ролевые действия, на выразительность речи, жестов, мимики, пантомимики.

– Проводятся беседы, совместное рассматривание и обсуждение иллюстраций.

– Взрослый использует игровое комментирование событий, предлагает «написать» письмо своим друзьям в другой детский сад о том, как они играют.

 – Используются такие методы, как: составление рассказа о герое – персонаже игры, драматизация отдельных ситуаций с участием главного героя, чтение произведений и обобщающие беседы о людях схожих профессий, сравнение содержания созданного детьми игрового образа с героем произведения и т.п.

В результате взаимодействия взрослых и детей сюжетно-ролевая игра пройдёт большой путь своего развития: от репродуктивной – к реконструктивной – вариативной – творческой самостоятельной.

Проведённая работа по апробации модели взаимодействия взрослых и детей в сюжетно-ролевых играх позволит обеспечить:

– качество дошкольного и высшего педагогического образования;

– оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, детей и их родителей в сюжетно-ролевых играх;

–  повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников;

– обеспечить успешное социокультурное развитие дошкольников через развитие способности вносить в игры разнообразное социальное содержание, взаимодействия.

 

Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность внедрения модели:

Критерии

Показатели

1. Развитие игровой деятельности детей

 

 

От 3 до 4 лет

Ребёнок:

- отражает в игре бытовые и профессиональные действия взрослых, события из стихотворений и сказок;

- включает в игровой сюжет 2-3 взаимосвязанных события;

- принимает игровую роль в совместной игре с воспитателем;

- вступает в ролевой диалог с воспитателем и ребёнком-партнёром;

- вступает в игровое общение со сверстниками – парное и в малой группе;

- объединяется для совместных действий;

- неустойчив в игровом общении: спокойное, дружеское общение часто сменяется конфликтами.

От 4 до 5 лет

Ребенок:

- отражает в игре бытовые действия взрослых и отношения в семье (мама и папа заботятся о детях, любят их, дарят подарки, помогают и т. д.);

- передаёт содержание, отражающее представления о социальной действительности (семья, магазин, детский сад, парикмахерская, поликлиника и др.);

- отражает опосредованные впечатления, полученные из мультфильмов и книг;

- отражает фантастические события;

- использует в игре ролевые действия и ролевую речь, направленную на кукольных персонажей;

- вступает в ролевое взаимодействие со сверстниками;

- осваивает ролевое поведение как способ построения игры;

- появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу игры не одну, а несколько ролей;

- хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей, предлагает новые роли;

- проявляет творчество в создании игровой обстановки.

От 5 до 6 лет

Ребенок:

- отражает представления о социальной действительности и отношениях людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.)

- отражает представления, полученные из различных источников;

- переходит к сюжетосложению, которое основывается на развёртывании последовательности целостных игровых ситуаций, включающее их обозначение для партнёра и совместное пошаговое планирование;

 - переходит от предметного плана игры  в план воображения и речи;

- приобретает умение понятно для партнёра обозначить свою игровую позицию, презентовать сверстникам свой игровой замысел и направление его развития;

- сотрудничает в игре, согласовывает тематику игр, планирует её развитие, выбирает средства реализации замысла;

- умеет договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения;

- планирует своё поведение, раскрывая образ выбранной роли;

- принимает решения для разрешения проблемно-игровых ситуаций.

 

2. Готовность педагогов к проведению игровой деятельности

Педагог:

- хорошо ориентируется в теоретических положениях проекта;

- имеет установку на межличностные субъект-субъектные отношения;

- способен дать рефлексивную оценку своего взаимодействия с детьми;

- воспринимает ребёнка как равноинтересного партнёра по игре;

- соблюдает динамичность   и   незафиксированность   позиций   воспитатель -   воспитанник;

-- создаёт эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, поддерживает  игровую атмосферу, реальные чувства детей

- умеет обеспечить  развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации);  

- умеет осуществлять взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; переход от простейших форм и способов сюжетосложения к сложным);

- умеет сформировать готовность у детей  к взаимному согласованию и принятию ценностно-смысловых установок партнёров;

- создаёт условия для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции поведения партнёров по игре:

- организует сюжетно-ролевую игру детей как совместную деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение.