Методические рекомендации по использованию результатов инновационной деятельности

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методические рекомендации по использованию

результатов инновационной деятельности

Авторы-составители: С.Б. Деликатная, заведующий государственным учреждением образования "Ясли-сад № 88 г. Гродно";

Л.И. Гавряева, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования"Ясли-сад № 88 г. Гродно".

Рецензенты:  С.В. Кондратюк, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования и технологий УО «Барановичский государственный университет».

 

Модель педагогического сопровождения сюжетно- ролевой игры детей дошкольного возраста: методические рекомендации по использованию результатов инновационной деятельности.

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по педагогическому сопровождению сюжетно-ролевой игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Отражены условия и механизмы реализации, методы и приёмы сопровождения сюжетно-ролевой игры. Адресуются заместителям заведующего по основной деятельности и воспитателям дошкольного образования учреждений дошкольного образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.

Игра является для детей средством коммуникации. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений,  партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности предстаёт как эффективная тактика педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми, которая заключается не только в предоставлении ребёнку возможности играть, но и в продумывании педагогами наиболее эффективного игрового маршрута, основанном на понимании перспективы обогащения игрового опыта конкретного ребёнка, в знании взаимосвязи и взаимодополняемости  разных игр и умении вызвать к ним соответствующий детский интерес. При этом педагог всегда готов стать для ребёнка партнёром в игре, привнести в его игровой опыт новые игровые действия, формы игрового поведения и изменить ценностно-смысловые ориентации и установки.

Актуальность педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста  определяется причинами недостаточного внимания к организации сюжетно-ролевых игр в учреждении дошкольного образования:

– воспитатели дошкольных учреждений недооценивают значимость сюжетно-ролевых игр в личностном и психическом развитии детей дошкольного возраста;

–педагоги недостаточно владеют современными технологиями организации самостоятельной сюжетно-ролевой игры, и предпочитают включать детей в те виды деятельности, которые организуют сами;

– в сюжетно-ролевых играх зачастую детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя; ребёнок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом творческой игровой деятельности.

В связи с этим у детей к концу дошкольного возраста запаздывает развитие плана представлений, произвольности, творческого воображения, способности ориентироваться в сфере человеческих отношений, умений координировать свои действия с другими.

Возникла необходимость совершенствования педагогической компетентности педагогов дошкольных учреждений и  расширения и обогащения позитивного игрового опыта детей эффективными способами регуляции взаимодействия детей со сверстниками в совместных играх, где активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение;

С   целью  повышения качества организации  сюжетно-ролевой игры детей  среднего и старшего дошкольного возраста через использование модели педагогического сопровождения  игровой деятельности разработаны методические рекомендации  по планированию приёмов и способов  деятельности, обучающие интерактивные игры для воспитателей дошкольного образования, способы проектирования педагогами сюжетно-ролевых игр, в том числе проектирования   предметно-игровой  среды, проекты сюжетно-ролевых игр для детей среднего и  старшего дошкольного возраста, игры – занятия с элементами сюжетно-ролевой игры.

Использование методических рекомендаций  в деятельности учреждений дошкольного образования позволит:

– оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, детей и их родителей в сюжетно-ролевых играх;

–  повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников;

– обеспечить успешное социокультурное развитие дошкольников через развитие способности вносить в игры разнообразное социальное содержание, взаимодействия.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

В основу реализуемой в учреждении дошкольного образования  модели педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников были положены идеи и положения психолого–педагогических исследований следующих авторов:

  • об игре как деятельности (А. Н.  Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);
  • о системной природе детской игры, обеспечивающей развитие дошкольника (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Н. Я. Михайленко, A. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.);
  • о предметно-игровой среде как условии развития детской игры (О. В  Артамонова, Л. М.  Кларина, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новосёлова, А. В. Петровский, Е. А.  Флёрина и др.);
  • о реализации технологий организации детской игры в современном дошкольном образовательном учреждении (Т. .И. Бабаева, О К. Васильева, З. Р. Железнякова, Е. В. Зворыгина, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, О. В. Солнцева и др.);
  • о психологическом и педагогическом сопровождении ребёнка и детской деятельности в дошкольном учреждении (М. Р. Битянова, Т. .И. Бабаева, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, А. Н. Харчевникова и др.).

Термин «сопровождение» появился в начале ХХI века и означает идти, ехать вместе с кем-либо, находясь рядом, ведя куда-нибудь.    «То есть, – отмечает М. Р. Битянова, – сопровождение ребенка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует его достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь, когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь».

Модель педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр, разработанная магистром педагогических наук, старшим преподавателем кафедры дошкольного образования С.В. Кондратюк,  отвечает на вопрос как можно организовать сюжетно-ролевую игру на разных возрастных этапах дошкольного детства, чтобы, с одной стороны, не разрушить ее природу  (самодеятельный, свободный характер), а с другой стороны, вооружить детей разнообразными способами игрового воспроизведения действительности, научить пользоваться игрушками, умениями  вместе со сверстниками разыгрывать различные сюжеты, создавать элементы игровой обстановки, обустраивать игровое пространство, обсуждать возникающие коллизии и находить приемлемые для всех решения.

Рекомендуемая к использованию в учреждениях дошкольного образования модель представлена  системными характеристиками: целью и задачами педагогического сопровождения, факторами, условиями, компонентами игрового взаимодействия детей и взрослых, формами, методами и приемами взаимодействияи может быть успешно реализована при установлении субъект-субъектных отношений и особого взаимодействия педагогов и детей в сюжетно-ролевых играх через игровую позицию педагога, осмыслении педагогами и родителями важности развития сюжетно-ролевых игр и выявлении наиболее важных особенностей сюжетно-ролевых игр воспитанников, их игрового поведения, интересов и ценностных ориентаций.

УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Все мероприятия, планируемые заместителем заведующего по основной деятельности,  в рамках модели, направлены на укоренение в педагогической практике механизма педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр, который  включает в себя  компоненты:

• регулярную диагностику опыта игровой деятельности дошкольников и учёт ее  результатов

• игровую позицию педагога,

• создание условий для развития игровой деятельности детей:

Диагностика является основой планирования сюжетно-ролевых игр, определения форм, средств и методов взаимодействия педагога с детьми. Диагностика влияет на выбор игровой позиции педагога, на гибкость сочетания им прямых и косвенных способов его взаимодействия с детьми, благодаря чему педагог имеет возможность поэтапно изменять тактику взаимодействия с детьми в зависимости от освоения ими опыта игровой деятельности при её организации и руководстве.  Игровая позиция педагога в свою очередь определяет планирование им  и организацию  вариативной, модульной, динамично изменяемой и пополняемой игровыми материалами предметно–игровой среды, обеспечивающей возможности для детской инициативы и игрового экспериментирования; отбор и обогащение содержания и сюжетов игр на основе интересов и предпочтений детей;  обогащение игрового опыта детей эффективными способами развития игровых замыслов, регуляции взаимодействия со сверстниками, построения совместной игры и умениями обустраивать самостоятельную игру, изготавливать необходимые атрибуты, подбирать игрушки и предметы-заместители, моделировать игровое пространство и т.д.

Данную модель предлагаем  включать в  работу поэтапно:

1. Проведение диагностического исследования  педагогов по разработанной С.В. Кондратюк анкете.

2.Повышение теоретических знаний педагогов по педагогическому сопровождению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

3. Проведение диагностического исследования   уровня игровой деятельности воспитанников на основе разработанной методики О.К. Васильевой.

4.  Создание вариативной модульной, динамично изменяемой и насыщенной игровым материалом предметно-игровой среды.

5. Обучение педагогов и совершенствование их практических навыков  в проектировании, планировании и организации сюжетно - ролевой игры воспитанников.

6. Организация методического сопровождения игровой деятельности.

Диагностика воспитателей дошкольного образования на основе анкеты, разработанной С.В. Кондратюк  позволяет выявлять наиболее характерные особенности  профессиональных умений педагога руководить сюжетно-ролевыми играми дошкольников: наблюдать, анализировать и оценивать уровень развития игры, анализировать и оценивать интересы, предпочтения и ценностные ориентации ребенка, анализировать и оценивать  предметно-игровую среду, уровни взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде и др.

На основе диагностических данных, полученных в ходе исследования профессиональных умений педагогов, планируется  методическая работа по повышению теоретических знаний педагогов по педагогическому сопровождению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста, обучение педагогов и совершенствование их практических навыков  в проектировании, планировании и организации сюжетно - ролевой игры воспитанников, организация методического сопровождения игровой деятельности.

На смену старшему приходит молодое поколение педагогов, которые уже сами в дошкольном возрасте испытали депривацию игры, и в их педагогическом сознании отсутствует понимание элементарных основ игровой деятельности. И, как следствие, именно они обнаруживают недостаточный уровень профессиональной подготовки в вопросах руководства сюжетно-ролевой игрой своих  воспитанников.

Нами были обнаружены два вида ошибочной практики у воспитателей дошкольного образования  в организации и руководстве детской игрой: одни педагоги стремились жестко регламентировать игровую деятельность, другие им  в противовес практиковали полное невмешательство в игру.

Отсутствие собственного опыта игрового взаимодействия у молодых и начинающих специалистов выливается в то, что в руководстве играми детей  у них преобладают излишние дидактизмы и жесткая регламентация.  Педагоги сами задают тему игры, подбирают игрушки и необходимый игровой материал, распределяют роли, предлагают детям готовые сюжеты и способы их осуществления, строго следят за тем, чтобы дети не отступали от намеченного плана игры, тем самым превращая игру в учебное занятие, лишая ее самостоятельного характера. Постоянное их вмешательство в игры детей приводит к разрушению детских замыслов. В то же время, эти специалисты показывают лучший прогноз успешности внедрения модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры, чем вторая  группа воспитателей, пропагандирующая полное невмешательство в игру. Эта вторая группа воспитателей отказывалась от руководства сюжетно-ролевой игрой, ссылаясь на то, что это самостоятельная деятельность детей. А при более тщательном изучении имеющихся у данной категории педагогов затруднений, нами выяснилось, что уровень владения методикой организации и руководства детской игрой у них был гораздо ниже тех, кто пытался игру излишне дидактизировать.

Таким образом, перед заместителем заведующего по основной деятельности появляется задача оптимизировать уровень профессиональной подготовленности воспитателей в вопросах руководства сюжетно-ролевой игрой, исключив из их практики ошибочное воздействие на воспитанников.

Основополагающим затруднением, от которого вторично происходят все последующие ошибки деятельности педагога, является неспособность воспитателей к проектированию и планированию развития игровой деятельности воспитанников, их неумение отталкиваться от результатов диагностических наблюдений.

Как правило, педагоги соскальзывают с плоскости  педагогического проектирования и планирования собственной позиции взрослого в игре и условий для развития игровой деятельности на плоскость непосредственного развертывания самого игрового действия дошкольниками. То есть, можно утверждать, что они не рефлексируют собственную педагогическую деятельность. И  тем самым подменяют в планировании педагогическое воздействие простым планированием логики развития самого игрового сюжета.

Эффективными в работе с педагогами по повышению  теоретических знаний  и  практических навыков  показали себя такие формы работы как консультации  "Обогащение  предметно-игровой развивающей среды заместителями реальных предметов, развивающих воображение и творчество дошкольника", "Основы проектирования сюжетно-ролевой игры", обучающий семинар "Проблемы сопровождения сюжетно-ролевой игры" который способствовал повышению  мотивации, появлению положительных изменений в игровой позиции, игровом поведении педагогов, рефлексии педагогической деятельности, систематичному и последовательному осуществлению  самообразования, поиску эффективных методов осуществления исследовательской деятельности.

Основная трудность описания детской сюжетно-ролевой игры состоит в том, что невозможно рассказывать о ней легко и доступно. И для того, чтобы понять, о чем идет речь, педагогу нужно самому погрузиться в игровую деятельность. Самое главное в сюжетно-ролевой игре – это продвижение в сферу неизвестного, того, чего нельзя заранее запланировать, но можно организовать!  Суть игры не в отражении уже известного, а в попытке создать нечто заново путём воображаемого его конструирования. Игра представляет собою, по мнению белорусских методологов, «жизнь в концентрированном её виде». В детской сюжетно-ролевой игре существуют и мышление, и деятельность, и коммуникация, и отношения. 

С целью обобщения теоретических знаний и обучения педагогов проектированию собственных действий  по развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников,  предлагаем  в качестве рабочего инструмента использование способа графического представления воспитателей о детской сюжетно-ролевой игре, где педагогические работники наглядно схематично изображают собственное видение.

Для педагогического проектирования сюжетно-ролевой игры, воспитателю дошкольного образования необходимо «увидеть», что представляет собою сюжетно-ролевая игра во всей своей полноте. Однако все попытки построить единую картину существования игры наталкиваются на предметное разделение её на части. Различные предметы науки рассматривают сюжетно-ролевую игру каждый со своей стороны.  Решение этой проблемы мы видим в способе схематизации. Через схематизацию педагогами выделяется каркасная структура рассуждений о сюжетно-ролевой игре. Полученное графическое изображение является не столько отображением самой сюжетно-ролевой игры, сколько правилом, определяющим и регулирующим деятельность педагога. Схема является планом-сборкой, по которому можно проектировать педагогическую деятельность. В схеме связываются воедино разнопредметные представления о детской сюжетно-ролевой игре. Графическое представление о детской сюжетно-ролевой игре позволяет ухватить, понять и удержать некое смысловое облако, из которого должен родиться возможный проект собственных  педагогических действий воспитателя дошкольного образования по развитию сюжетно-ролевых игр у детей своей возрастной группы.

Так же мы предлагаем активно использовать в практике методической работы для закрепления теоретических знаний у педагогов по развитию сюжетно-ролевой игры, совершенствованию профессиональных умений педагогов по планированию  сюжетно-ролевой игры дошкольников на разных возрастных этапах  интерактивные компьютерные игры "Знаете ли Вы, как я умею играть?", "Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры", "Игровая деятельность в раннем возрасте".

Целесообразно планировать такие  методы и приёмы взаимодействия в сюжетно-ролевой игре:

  • Педагог включает детей в совместную игру со сверстниками через использование приёмов внесения игрушек, разработанных О.К. Васильевой:

– создание игровых проблемных ситуаций;

– показ инсценировок театра игрушек;

– дидактические игры;

– сценки–загадки кукольного персонажа.

Педагог организует и сотрудничает с ребёнком по изготовлению атрибутов для игры, изготовлению элементов костюмов.

Организуются и проводятся конкурсы костюмов, конкурсы на интересные ролевые действия, на выразительность речи, жестов, мимики, пантомимики.

– Проводятся беседы, совместное рассматривание и обсуждение иллюстраций.

– Используются такие методы, как: составление рассказа о герое – персонаже игры, драматизация отдельных ситуаций с участием главного героя, чтение произведений и обобщающие беседы о людях схожих профессий, сравнение содержания созданного детьми игрового образа с героем произведения и т.п.

Не смотря на то, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, практика сюжетно - ролевой игры  дошкольников в учреждении образования резко снижается. Современные дошкольники не умеют сами организовать свою игру и наполнить ее смыслом. У многих из них отсутствует самостоятельность и творческая инициатива. А возможность передачи игрового опыта сюжетно-ролевой игры  от старших поколений детей младшим в настоящее время почти утрачена.  Для исследований и наблюдения за развитием сюжетно - ролевой игры у дошкольников  предлагаем  использовать в практике методику О.К. Васильевой, разработанной на основе схем Е. Н. Литвиновой. Среди других диагностических методик данная методика привлекает своей простотой и возможностью увидеть слабые или сильные стороны развития сюжетно-ролевой игры у детей разного дошкольного возраста и определить стратегическое направление своего влияния на игру.

Динамика развития игровой деятельности дошкольников по методике О.К. Васильевой показала, что дети отражают представления о социальной действительности и отношениях людей, переходят к сюжетосложению, которое основывается на развёртывании последовательности целостных игровых ситуаций, включающее их обозначение для партнёра и совместное пошаговое планирование, переходят от предметного плана игры  в план воображения и речи, сотрудничают в игре, согласовывают тематику игр, планирует её развитие, умеют договориться, преодолевать конфликты в игре на основе мирного соглашения, планируют своё поведение, раскрывая образ выбранной роли, принимают решения для разрешения проблемно-игровых ситуаций, что соответствует возрастным  критериям и показателям.

На основе диагностических данных, полученных в ходе исследования детей проектируется и планируется сюжетно-ролевая игра, отвечающая их интересам и запросам, отбор и обогащение содержания и сюжетов игр, проектируется и планируется игровая позиция и предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможности для детской инициативы и игрового экспериментирования.  

Создавать  вариативную модульную, динамично изменяемую и насыщенную игровым материалом предметно-игровую среду рекомендуем в соответствии с современными требованиями, возрастными  и индивидуальными особенностями дошкольников, с содержанием их деятельности. Игровой материал должен выступать в роли «пускового механизма»,  способствующего разворачиванию  воображения  и детского творчества, где опора делается  на опыт детей, который активизируется при помощи  содержания и структуры  игрового материала.  Важным является создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр, с тем, чтобы каждый ребенок  мог найти  удобное  и комфортное  место  в зависимости  от своего эмоционального состояния. Необходимо  также обеспечить условия изолированности  («вижу, но не мешаю») между  элементами игровой  зоны с одновременным учетом того, что  среда должна быть  безопасной для   жизни и здоровья детей.                                                                                         

Соблюдение баланса между свободной  самостоятельной  игрой  и другими видами деятельности, является  одним  из  основных компонентов  развития   игровой деятельности. Предоставление детям возможности самостоятельно  менять  игровую  среду — в соответствии  с их настроением, игровыми замыслами, интересами. Следует учитывать половые различия  детей  при организации предметно-игровой среды: ее содержание  должно отражать  в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков, обогащение  среды разнообразными сюжетно - ролевыми играми и игрушками-заместителями, включение детей в создание и украшение среды, привлечение родительской общественности к оказанию помощи в оснащении предметно-развивающей среды

Преобразование предметно-развивающей среды   в ходе реализации модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры   позволит вам повысить степень активности педагогов, родителей.  Среда обогатится объектами для сюжетно-ролевых игр, предметами-заместителями, мотивирующими детское воображение, познание, которое помогает расширить интересы каждого ребенка. Повысится инициативность и активность детей в организации своего игрового пространства, развитии сюжетов и игровых замыслов, формируется активная, деятельностная позиция педагогов и детей, их направленность на совместную деятельность, получение успешных совместных результатов на основе использования предметно-игровой среды.

Для повышения степени включенности родителей в педагогический процесс, заинтересованности в сотрудничестве, наиболее эффективными   формами работы являются круглый стол "Самая играющая семья", фотовыставки "Мы играем", где родители демонстрируют лучший семейный  опыт организации игры дома, смотр-конкурс костюмов к сюжетно-ролевым играм выявил творческие и художественные таланты родителей и воспитателей. Тренинг для родителей " Взаимодействие  взрослых и детей в игре", семинар-практикум "Мир игры современных дошкольников", семинар-практикум "Играем вместе с детьми" способствовали формированию навыков межличностного взаимодействия в системе ребёнок – родитель,  познанию и активному информационному обмену о значимости игры в развитии ребёнка, повышению педагогической компетентности родителей.

                                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Использование модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры способствует изменению взаимоотношений педагогов с детьми, педагогов с родителями, родителей с детьми. У детей наблюдается повышение творческих способностей, умение действовать в новых условиях, меняя способы деятельности. Появились более разнообразные сюжеты в детских играх.  У педагогов  снизится запрограммированность и жёсткая детерминированность в организации и руководстве детской сюжетно-ролевой игрой. Отношение к ребёнку как к равному игровому партнёру позволит создать непринуждённость в процессе общения и развития сюжетов игры и  обеспечит эмоциональную приподнятость  на протяжении всего игрового процесса.

Ориентируясь на индивидуальность ребёнка, его личностные особенности и  диагностические данные, педагоги смогут выбрать каждому ребёнку  свой индивидуальный игровой маршрут. Игровая позиция  педагогов обеспечит включение их в совместную с детьми деятельность и создаст предпосылки для развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников, развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Педагоги  учатся  воспринимать ребёнка как равноинтересного партнёра по игре, организовывать детское игровое сообщество, поддерживать  игровую атмосферу,  обеспечивать  развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации),   осуществлять взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, переход от простейших форм и способов сюжетосложения к сложным, организовывать сюжетно-ролевую игру детей как совместную деятельность, в которой активно проявятся взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение.

При реализации модели педагогического сопровождения игровой деятельности в практику  предложенные механизмы не вызовут у участников игры затруднений по их использованию  и обеспечат эффективное развитие сюжетно-ролевых игр дошкольников. Формы и методы взаимодействия педагогов по предложенной модели позволят  развивать личность ребёнка, способствовать формированию детского сообщества.

Появится положительная динамика в заинтересованности и участии родителей в игровой деятельности детей дома. Родители  чаще станут играть  вместе  с детьми

 

                                      Список рекомендуемой  литературы.

  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990.
  2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Изд. Смысл, Изд. Эксмо, 2004. – 512 с.
  3. Журавлёв, А.П. Механизмы игры / А.П. Журавлев. – М., 2007.
  4. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. В 2 т. / Сост. – М.: Педагогика,1986. – Т.1: Психологическое развитие ребёнка. – 320 с.
  5. Менджеридкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджеридкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128с.
  6. Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1979.
  7. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987. - 190с.
  8. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1998.
  9. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М. : Просвещение, 1976. - 96с.
  10. Холл, К.С. Теории личности / пер. с англ. И.Б.  Гриншпун  [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей. - М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. - 592с.
  11. Цыркун, Н.А. Самостоятельность / Н.А. Цыркун. - Минск,1991. – С. 81-82.
  12. Щедровицкая, Г.В. Игра и её особенности в дошкольном возрасте / Г.В. Щедровицкая. – М., 1997.
  13. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. - 360с.