Отчет о работе ресурсного центра за 2022/2023 учебный год

Отчёт о  работе ресурсного центра системы образования Октябрьского района г. Гродно

по теме «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

на базе  государственного учреждения образования "Детский сад № 88 г. Гродно"

за 2022/2023 учебный  год

 

В 2022/2023 учебном году работа ресурсного центра (далее РЦ) осуществлялась в соответствии с планом и нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь. В ресурсном центре  организован свободный доступ и обмен информацией по вопросам педагогического сопровождения  игровой деятельности детей дошкольного возраста. В течение учебного года педагогами, участвующими в работе ресурсного центра, проводилась целенаправленная работа по разработке и систематизации  информационных  и методических материалов по педагогическому сопровождению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

Подготовлены  разнообразные источники информации  по организации работы ресурсного центра: сайт учреждения, где в разделе  «Ресурсный центр», в рубрике «Методическая копилка» размещены  материалы по работе с педагогическими работниками: семинары-практикумы, консультации, рекомендации, памятки; в помощь педагогам по работе с детьми: конспекты занятий, проекты сюжетно-ролевых игр, проблемно-игровые ситуации, презентации.

В ходе работы ресурсного центра решались следующие задачи:

  • обеспечить системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для совершенствования работы по педагогическому сопровождению игровой деятельности дошкольников;
  • создать методическую базу материалов по организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста;
  • оказывать консультативную помощь педагогам района.

В рамках работы творческой группы педагогов ресурсного центра для воспитателей дошкольного образования района подготовлены и проведены консультации, круглый стол, семинар-практикум, мастер-класс, тренинг.

 Взаимодействие ресурсного центра с педагогическими работниками района осуществлялось через районную методическую сеть и сайт учреждения. Для педагогических работников района в октябре 2022 года проведена консультация «Сюжетно- ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста» с целью повышения  профессионального  мастерства педагогов по организации сюжетно-ролевой игры детей,  творческому поиску. Дистанционное консультирование молодых специалистов проводилось в течение учебного года по теме ресурсного центра, по запросу. В связи с тем, что в учреждения ежегодно поступают молодые специалисты, консультирование по планированию и педагогическому сопровождению сюжетно-ролевых игр остаётся актуальным.

Круглый стол «Сюжетно- ролевая игра: творческий подход и руководство игрой» был проведён в январе 2023 года с  целью повышения  уровня компетентности педагогов в практических вопросах педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. Воспитатели дошкольного образования детских садов района (14 человек) закрепили знания о методах и приёмах, применяемых в организации  сюжетно – ролевых игр, повысили мотивацию на системное использование в практике технологии  сюжетно – ролевой игры, решая  задачи учебной программы дошкольного образования.

В феврале месяце воспитателем дошкольного образования Савко Н.К. был проведён мастер-класс  по теме «Социоигровая педагогическая технология». Воспитатели дошкольного образования ознакомились с принципами социоигровой технологии, проработали формы организации социоигровой технологии. Педагоги учреждений дошкольного образования Октябрьского района (12 человек)  повысили уровень профессиональных знаний по включению  приёмов, способов в работе по формированию у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия, развития взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения эмоционального благополучия, а также создания условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Эффективно прошёл тренинг «Этапы педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры и игровая позиция педагога», где педагоги смогли  в группах проработать комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой на примере сюжетно-ролевых игр для разного возраста детей (ознакомление с окружающим, обогащение игрового опыта детей, создание предметно-игровой  развивающей среды, развитие ролевого диалога и игровых действий). В тренинге участвовали воспитатели дошкольного образования (молодые специалисты) района в количестве 9 человек. Участникам мероприятия были предложены памятки по комплексному руководству сюжетно – ролевой игрой на примере  сюжетно- ролевой игры  "Больница", а также усложнение сюжетно-ролевой игры по возрастам.

По результатам работы тренинга педагогами был сделан вывод: планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре. 

На семинаре-практикуме   "Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми  дошкольного возраста» прорабатывались этапы по проектированию игры: постановка педагогических задач, подготовка к игре, ход игры, окончание игры, оценка игры, выход из игры. Присутствовали воспитатели дошкольного образования детских садов Октябрьского района второй квалификационной категории и без категории в количестве 12 человек. По окончании работы семинара – практикума педагогическим работникам были предложены схемы для проектирования  сюжетно-ролевой игры.

В течение учебного года пополнялась картотека игровых ситуаций для развития сюжетно-ролевых игр. Разработаны  новые проекты сюжетно-ролевых игр: «Ветеринарная клиника «Айболит», «День рождение куклы Маши», «Парк развлечений» и др.  

В марте 2023 года, на фестивале  педагогического мастерства работников учреждений дошкольного образования Октябрьского района, на выставке, были представлены методические материалы  по  организации и педагогическому сопровождению сюжетно - ролевой игры  детей дошкольного возраста.              

В течение 2022/2023 учебного года  пополнялась предметно - игровая развивающая среда детского сада по направлению деятельности ресурсного центра. В группах  сюжетно-ролевые игры пополнили новыми атрибутами, детскими костюмами для организации сюжетно-ролевых игр как традиционных:  «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «МЧС», так и современных: «Медицинский центр»,  «Салон красоты», «Служба спасения «Щенячий патруль», «Гипермаркет», «Банк», «Кафе» «Парк развлечений». В дальнейшем, необходимо обогащать знания детей о современных профессиях, разнообразить развивающую среду для развития новых сюжетов сюжетно-ролевых игр.   

Творческая группа ресурсного центра работала над разработкой новых проектов сюжетно- ролевых игр для детей дошкольного возраста. На сайте учреждения размещены часть проектов сюжетно- ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

На протяжении учебного года проводилось дистанционное консультирование молодых и малоопытных педагогов. Консультация «Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании нравственно-патриотических чувств» проводилась с целью  повышения  профессиональной компетентности педагогов  по формированию у детей патриотических чувств. Воспитатели дошкольного образования были ознакомлены с содержанием работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры, представлен перечень сюжетно-ролевых игр патриотического содержания, а также формы работы с родителями.

В рамках сетевого взаимодействия  творческая группа педагогов детского сада  № 88 г. Гродно посещали  семинары, организованные на базе УО "Гродненский областной институт развития образования", получали дистанционно консультативную помощь по разработке методических рекомендаций и проектов сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста.

Ознакомление заинтересованных воспитателей дошкольного образования  района с методическими рекомендациями по педагогическому сопровождению сюжетно-ролевых игр  проводилось через дистанционное консультирование.  Для заинтересованных воспитателей дошкольного образования  на сайте учреждения размещены методические рекомендации по педагогическому сопровождению, проектированию сюжетно-ролевой игры дошкольников, игровые ситуации для включения в работу. Вместе с тем, воспитатели дошкольного образования проявляют малую активность  в получении методической помощи в данном направлении.

Работа ресурсного центра  государственного учреждения образования "Детский сад № 88 г. Гродно" по теме "Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста" была организована на достаточном уровне, поставленные задачи успешно реализованы в результате высокого профессионализма, ответственности и инициативы всех участников образовательного процесса. Тематика проведѐнных мероприятий отражала основные проблемы, стоящие перед членами ресурсного центра, мероприятия были подготовлены и проведены на достаточном методическом уровне и имели практическую значимость для педагогов детских садов, которые отмечают необходимость продолжения работы РЦ (по результатам  анкетирования и опроса).

Сменяемость опытных педагогов пенсионного возраста молодыми специалистами в учреждениях дошкольного образования  требует  дальнейшей работы ресурсного центра для повышения профессиональной компетентности  воспитателей дошкольного образования в педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. Кроме того, в учреждениях дошкольного образования продолжаем наблюдать «вытеснение» игры образовательной деятельностью,  работой групп по интересам.

 Необходимо продолжить работу РЦ в 2023/2024 учебном году. Проработать с педагогическими работниками района использование различных методов руководства игрой, оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды, форм работы по формированию у детей необходимых знаний  о современных профессиях и новых социальных явлениях в обществе, пополнить сайт учреждения новыми методическими материалами для сетевого взаимодействия.

 

Руководитель ресурсного центра                                                                                                    Л.И. Гавряева