Отчёт о работе ресурсного центра системы образования Октябрьского района г. Гродно
по теме «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»
на базе государственного учреждения образования "Детский сад № 88 г. Гродно"
за 2022/2023 учебный год
В 2022/2023 учебном году работа ресурсного центра (далее РЦ) осуществлялась в соответствии с планом и нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь. В ресурсном центре организован свободный доступ и обмен информацией по вопросам педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста. В течение учебного года педагогами, участвующими в работе ресурсного центра, проводилась целенаправленная работа по разработке и систематизации информационных и методических материалов по педагогическому сопровождению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
Подготовлены разнообразные источники информации по организации работы ресурсного центра: сайт учреждения, где в разделе «Ресурсный центр», в рубрике «Методическая копилка» размещены материалы по работе с педагогическими работниками: семинары-практикумы, консультации, рекомендации, памятки; в помощь педагогам по работе с детьми: конспекты занятий, проекты сюжетно-ролевых игр, проблемно-игровые ситуации, презентации.
В ходе работы ресурсного центра решались следующие задачи:
- обеспечить системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для совершенствования работы по педагогическому сопровождению игровой деятельности дошкольников;
- создать методическую базу материалов по организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста;
- оказывать консультативную помощь педагогам района.
В рамках работы творческой группы педагогов ресурсного центра для воспитателей дошкольного образования района подготовлены и проведены консультации, круглый стол, семинар-практикум, мастер-класс, тренинг.
Взаимодействие ресурсного центра с педагогическими работниками района осуществлялось через районную методическую сеть и сайт учреждения. Для педагогических работников района в октябре 2022 года проведена консультация «Сюжетно- ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста» с целью повышения профессионального мастерства педагогов по организации сюжетно-ролевой игры детей, творческому поиску. Дистанционное консультирование молодых специалистов проводилось в течение учебного года по теме ресурсного центра, по запросу. В связи с тем, что в учреждения ежегодно поступают молодые специалисты, консультирование по планированию и педагогическому сопровождению сюжетно-ролевых игр остаётся актуальным.
Круглый стол «Сюжетно- ролевая игра: творческий подход и руководство игрой» был проведён в январе 2023 года с целью повышения уровня компетентности педагогов в практических вопросах педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. Воспитатели дошкольного образования детских садов района (14 человек) закрепили знания о методах и приёмах, применяемых в организации сюжетно – ролевых игр, повысили мотивацию на системное использование в практике технологии сюжетно – ролевой игры, решая задачи учебной программы дошкольного образования.
В феврале месяце воспитателем дошкольного образования Савко Н.К. был проведён мастер-класс по теме «Социоигровая педагогическая технология». Воспитатели дошкольного образования ознакомились с принципами социоигровой технологии, проработали формы организации социоигровой технологии. Педагоги учреждений дошкольного образования Октябрьского района (12 человек) повысили уровень профессиональных знаний по включению приёмов, способов в работе по формированию у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия, развития взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения эмоционального благополучия, а также создания условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Эффективно прошёл тренинг «Этапы педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры и игровая позиция педагога», где педагоги смогли в группах проработать комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой на примере сюжетно-ролевых игр для разного возраста детей (ознакомление с окружающим, обогащение игрового опыта детей, создание предметно-игровой развивающей среды, развитие ролевого диалога и игровых действий). В тренинге участвовали воспитатели дошкольного образования (молодые специалисты) района в количестве 9 человек. Участникам мероприятия были предложены памятки по комплексному руководству сюжетно – ролевой игрой на примере сюжетно- ролевой игры "Больница", а также усложнение сюжетно-ролевой игры по возрастам.
По результатам работы тренинга педагогами был сделан вывод: планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.
На семинаре-практикуме "Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» прорабатывались этапы по проектированию игры: постановка педагогических задач, подготовка к игре, ход игры, окончание игры, оценка игры, выход из игры. Присутствовали воспитатели дошкольного образования детских садов Октябрьского района второй квалификационной категории и без категории в количестве 12 человек. По окончании работы семинара – практикума педагогическим работникам были предложены схемы для проектирования сюжетно-ролевой игры.
В течение учебного года пополнялась картотека игровых ситуаций для развития сюжетно-ролевых игр. Разработаны новые проекты сюжетно-ролевых игр: «Ветеринарная клиника «Айболит», «День рождение куклы Маши», «Парк развлечений» и др.
В марте 2023 года, на фестивале педагогического мастерства работников учреждений дошкольного образования Октябрьского района, на выставке, были представлены методические материалы по организации и педагогическому сопровождению сюжетно - ролевой игры детей дошкольного возраста.
В течение 2022/2023 учебного года пополнялась предметно - игровая развивающая среда детского сада по направлению деятельности ресурсного центра. В группах сюжетно-ролевые игры пополнили новыми атрибутами, детскими костюмами для организации сюжетно-ролевых игр как традиционных: «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «МЧС», так и современных: «Медицинский центр», «Салон красоты», «Служба спасения «Щенячий патруль», «Гипермаркет», «Банк», «Кафе» «Парк развлечений». В дальнейшем, необходимо обогащать знания детей о современных профессиях, разнообразить развивающую среду для развития новых сюжетов сюжетно-ролевых игр.
Творческая группа ресурсного центра работала над разработкой новых проектов сюжетно- ролевых игр для детей дошкольного возраста. На сайте учреждения размещены часть проектов сюжетно- ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
На протяжении учебного года проводилось дистанционное консультирование молодых и малоопытных педагогов. Консультация «Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании нравственно-патриотических чувств» проводилась с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по формированию у детей патриотических чувств. Воспитатели дошкольного образования были ознакомлены с содержанием работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры, представлен перечень сюжетно-ролевых игр патриотического содержания, а также формы работы с родителями.
В рамках сетевого взаимодействия творческая группа педагогов детского сада № 88 г. Гродно посещали семинары, организованные на базе УО "Гродненский областной институт развития образования", получали дистанционно консультативную помощь по разработке методических рекомендаций и проектов сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста.
Ознакомление заинтересованных воспитателей дошкольного образования района с методическими рекомендациями по педагогическому сопровождению сюжетно-ролевых игр проводилось через дистанционное консультирование. Для заинтересованных воспитателей дошкольного образования на сайте учреждения размещены методические рекомендации по педагогическому сопровождению, проектированию сюжетно-ролевой игры дошкольников, игровые ситуации для включения в работу. Вместе с тем, воспитатели дошкольного образования проявляют малую активность в получении методической помощи в данном направлении.
Работа ресурсного центра государственного учреждения образования "Детский сад № 88 г. Гродно" по теме "Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста" была организована на достаточном уровне, поставленные задачи успешно реализованы в результате высокого профессионализма, ответственности и инициативы всех участников образовательного процесса. Тематика проведѐнных мероприятий отражала основные проблемы, стоящие перед членами ресурсного центра, мероприятия были подготовлены и проведены на достаточном методическом уровне и имели практическую значимость для педагогов детских садов, которые отмечают необходимость продолжения работы РЦ (по результатам анкетирования и опроса).
Сменяемость опытных педагогов пенсионного возраста молодыми специалистами в учреждениях дошкольного образования требует дальнейшей работы ресурсного центра для повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования в педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. Кроме того, в учреждениях дошкольного образования продолжаем наблюдать «вытеснение» игры образовательной деятельностью, работой групп по интересам.
Необходимо продолжить работу РЦ в 2023/2024 учебном году. Проработать с педагогическими работниками района использование различных методов руководства игрой, оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды, форм работы по формированию у детей необходимых знаний о современных профессиях и новых социальных явлениях в обществе, пополнить сайт учреждения новыми методическими материалами для сетевого взаимодействия.
Руководитель ресурсного центра Л.И. Гавряева