По С.И.Ожегову: «Опасность - это способность вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье». А вот более углубленное, расширенное раскрытие понятие:
«Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека».
Можно выделить следующие группы опасностей:
Природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы и др.), пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные явления, солнечное излучение, встречи с дикими животными, ядовитые насекомые и растения;
· Техногенные – связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое;
· Социальные – криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.
В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять незнакомые люди и т.д.
Работа с детьми по основам безопасности включает целый комплекс задач:
1. Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
2. развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
3. Воспитание грамотного участника дорожного движения;
4. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:
1. Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем);
2. Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
3. Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую, исследовательскую и др.)
4. Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
5. Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
6. Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Всегда необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых!