За безопасность вместе

Безопасность на воде

02.05.2024

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

Дети обожают водные забавы. И все же вода – это, прежде всего, опасность, а не развлечение. Основное количество несчастных случаев на воде приходится на теплый период года. Открытые водоемы, безусловно, источник опасности, и поэтому осторожность при купании и плавании вполне оправдана. Основными причинами несчастных случаев на воде с участием детей, как правило, являются недостаточный контроль со стороны родителей, незнание правил безопасного поведения и неумение плавать.

Трагедия произошла 19 июня 2023 года в Мозырском районе Гомельской области на р. Припять. Ребята отдыхали на берегу реки, в какой-то момент 11-летний мальчик решил измерить глубину водоема и неожиданно ушел под воду. Через два часа поисковых работ сотрудники ОСВОДа извлекли его тело из воды. К слову, место, где утонул подросток, не было предназначено для купания.

На следующий день 20 июня 2023 года произошла трагедия в г. Могилеве в заливе р. Днепр. Компания детей купалась в заливе без присмотра родителей. Среди детей были два брата 9 и 13 лет. Они катались на импровизированном деревянном плоту. Во время этой забавы младший из братьев упал в воду и начал тонуть, так как не умел плавать. Старший не смог оказать ему помощь, и только когда вышел на берег, набрал номер спасателей. Прибывшие работники МЧС на поверхности воды никого не обнаружили. Спасатели извлекли школьника из воды и передали медикам. Мальчика госпитализировали, врачи несколько часов боролись за его жизнь, но, к сожалению, спасти ребенка не удалось. 17

Несчастный случай произошел в садовом товариществе неподалеку от д. Доржи Лидского района Гродненской области 22 июля 2023 года. Беда случилась, когда мать с тремя малолетними детьми приехала на дачу. Пока она занималась хозяйственными делами, дети играли во дворе. В какой-то момент женщина обнаружила, что одного из ее детей нет, а калитка на улицу открыта. Женщина бросилась искать малыша. Не найдя 3-х летнего сына поблизости, она позвонила в РОВД и МЧС. Сотрудники милиции и спасатели, обследуя береговую линию р. Дитва, которая протекает в 15 метрах от дачного участка, на расстоянии около 2-х километров от дачного дома возле берега обнаружили тело мальчика.

26 августа 2023 года на о. Леваново рядом с д. Адамово в Сенненском районе Витебской области утонули два ребенка. На берегу водоема в кемпинге отдыхали две семьи. Вечером один из мужчин с 3-мя детьми на надувном матрасе отплыли купаться на расстояние около 80 м от берега. В какой-то момент произошло опрокидывание надувного матраса, в результате чего девочки 6 и 9 лет оказались в воде. 9-летнего мальчика спас на лодке рыбак, который в этот момент находился недалеко от места происшествия. Тела детей обнаружили водолазы в 70 м от берега.

20 августа 2023 года в п. Альба Несвижского района Минской области в техническом пруду утонула 5-летняя девочка. Ребенок приехал погостить к бабушке. Днем женщина заметила отсутствие ребенка и принялась ее искать. К поиску присоединились местные жители, которые обнаружили на берегу водоема в поселке детскую обувь, а через несколько минут – малышку в воде. Очевидец извлек тело девочки из водоема. К сожалению, спасти ее не удалось.

Опасность, в особенности для маленького ребенка, представляют не только крупные водоемы, но и декоративные пруды и даже емкости с водой. Иногда достаточно небольшого количества воды, чтобы с ребенком произошла трагическая случайность. Даже бак с дождевой водой, стоящий во дворе, может представлять опасность.

Днем 25 июня 2023 года полуторагодовалая девочка погибла в каркасном бассейне в Минском районе Минской области. Трагедия произошла в частном домовладении. Многодетная семья была занята стройкой, и в какой-то момент девочка выпала из поля зрения взрослых. Родители стали искать малышку, как только заметили ее отсутствие. Тело ребенка родители нашли в каркасном бассейне, оборудованном лестницей. Предполагается, что ребенок мог взобраться по лестнице. Прибывшие на место происшествия медицинские работники констатировали смерть девочки. 18

19 сентября 2023 года в г. Кличеве Могилевской области в одном из частных дворов в яме утонул ребенок. По предварительным данным установлено, что накануне дети выкопали во дворе яму глубиной около 60 см, в которой после дождя осталась вода. Во время игры 2-летний мальчик оступился и упал в яму вниз головой. Мальчика из воды достала мать. Прибывшие медики констатировали смерть ребенка.

Водные объекты опасны не только летом, но и в зимний период, когда покрываются льдом. Дети отправляются изучать ледяную поверхность, ими движет любопытство, отсутствие жизненного опыта, а еще отсутствие контроля со стороны взрослых. Как правило, все эти составляющие ведут к трагедии:

9 февраля 2023 года в Брестской области в искусственном водоеме утонули 2 мальчика. Днем два брата 6 и 8 лет играли на улице в аг. Большие Яковчицы Жабинковского района Брестской области. Вечером они не вернулись домой. Бабушка обратилась в милицию и сообщила о пропаже внуков. Детей обнаружили в искусственном водоеме на соседнем участке без признаков жизни. Предположительно, дети проверяли крепость льда, однако под весом ребят он проломился, и, оказавшись в воде, братья не смогли выбраться.

Для предотвращения несчастных случаев на воде:

– не оставляйте детей без присмотра вблизи водоемов, даже если ребенок отлично плавает;

– запретите ребенку нырять с ограждений или берега;

– расскажите об опасности игр на воде;

– помните, что особую опасность для малолетних детей представляют любые емкости с водой (ванны, бочки, бассейны, ведра и др.).

 

В случае возникновения пожара

В случае возникновения пожара в квартире необходимо:

 

- сообщить о пожаре по телефону 101 или 112, указать точный адрес, этаж и что именно горит;

- отключить все электроприборы, попытаться справиться с огнем самостоятельно;

- помочь покинуть горящее помещение пострадавшим, пожилым людям и детям;

- если потушить возгорание самостоятельно не удается, плотно закрыть окна и двери, покинуть квартиру;

- выйти на улицу, организовать встречу пожарных аварийно- спасательных подразделений.

 

Что нельзя делать:

 

- паниковать;

- открывать окна и двери;

- тушить водой включенные в сеть электроприборы;

- рисковать жизнью, спасая имущество;

- пользовать лифтом.

 

Если пожар отрезал путь к выходу:

 

- сохраняйте спокойствие;

- сообщите о пожаре по телефону 101 или 112;

- оставайтесь в комнате;

- плотно закройте дверь в комнату;

- закройте щели под дверью плотной тканью;

- подайте знак о помощи прохожим;

- при задымлении пригнитесь к полу;

- дышите через мокрую ткань.

 

 Палы сухой растительности

 

С наступлением теплой погоды количество звонков в службу «101» увеличивается. Нередко к пожарам приводит сжигание мусора и сухой растительности: люди получают ожоги, сгорают дома и хозяйственные постройки. Причина зачастую кроется в беспечности людей, которые после зимы наводят порядок на своих участках и пренебрегают правилами пожарной безопасности.

Чтобы не допустить подобных случаев помните, что сжигание растительного мусора допускается только в безветренную погоду. Место, где планируете развести костер, должно находиться на безопасном расстоянии от хозяйственных и иных построек, а также от лесных массивов и торфяников. Место для костра обязательно окопайте, запаситесь ведром с водой, лопатой и ни на секунду не оставляйте огонь без присмотра. После окончания сжигания оставшиеся угли пролейте водой до полного прекращения тления.

 

Статьи КоАП, которыми предусмотрена ответственность за нарушения, способствующие возникновению загораний в экосистемах и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять по ним протоколы об административных правонарушениях

 

 

Статья 16.41 Разведение костров в запрещенных местах

 

Разведение костров в запрещенных местах, за исключением нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, –

влечет наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

– органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;

– государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками;

– органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель;

– органов, осуществляющих государственный контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

 

 

Статья 16.21 Нарушение требований по обеспечению пожарной безопасности в лесах или на торфяниках

 

  1. Нарушение требований по обеспечению пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшее причинения ущерба, –

влечет наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

  1. Нарушение требований по обеспечению пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников, –

влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

– государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

– органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;

– государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками;

– органов, осуществляющих государственный контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

 

 

 

Статья 16.40 Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов

 

Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

– органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;

– государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками;

– органов, осуществляющих государственный контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

 

______________________________________________________________________________________________________________

 

Памятка по электробезопасности для детей

 

Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Все электроустановки имеют ограждение, предупреждающие знаки и плакаты безопасности и закрыты на замок. Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитки возникает угроза для жизни.

Правила поведения с электричеством в быту

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:

1 НЕЛЬЗЯ пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.

2.ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист- электрик!  

3.НЕЛЬЗЯ пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО! ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ проходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях! ЗАПОМНИТЕ, разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

4.НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными электроприборами (если из телевизора, холодильника или пылесоса пахнет горелой резиной, если видны искры - надо немедленно отключить прибор от сети и рассказать о неисправном приборе взрослым).

5.НЕЛЬЗЯ самим чинить и разбирать электроприборы.

6.Выключая электроприбор, НЕЛЬЗЯ тянуть за шнур. Надо взяться за штепсель и плавно вынуть его из розетки.

7.НЕЛЬЗЯ играть с электрическими розетками (если ты увидел неисправную розетку, выключатель, оголенный провод, ничего НЕ трогай и сразу расскажи об этом взрослым!).

8.ПОМНИ, электричество не терпит соседства с водой (чтобы не получить удар током, НЕЛЬЗЯ касаться включенных электроприборов мокрыми руками или протирать электроприборы влажной тряпкой).

Правила поведения вблизи энергообъектов

         Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты. Воздушные и кабельные линии электропередачи отвечают за электроснабжение городов и поселков.

Трансформаторные подстанции расположены в каждом населенном пункте и в силу их повсеместности представляют особую опасность для населения!

Запомните простые правила:

  1. Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним. Удар током можно получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения. Любой провод или электроприбор может находиться под напряжением! Даже если до тебя его трогали два десятка человек. А вдруг именно в это же время, когда ты взял его в руки, кто-то за несколько метров от тебя включил рубильник!

Если все же человек попал в зону «шагового напряжения» нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги. Запомните, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров.

2.СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО влезать на опоры высоковольтных линий электропередачи, играть под ними, разводить костры, разбивать изоляторы на опорах, делать на провода набросы проволоки и других предметов, запускать под проводами воздушных змеев.

3.Если ты увидел оборванный провод, незакрытые или поврежденные двери трансформаторных будок или электрических щитов, НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙ и незамедлительно сообщи взрослым.

4.Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ открывать лестничные электрощиты, находящиеся в подъездах домов, влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, заходить в трансформаторные будки, электрощитовые и другие электротехнические помещения, трогать руками электрооборудование, провода.

                  5.Летом, находясь в походе, либо идя на рыбалку, ОПАСНО останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций и рыбачить под проводами линии электропередачи.

Помощь пострадавшему от электрического тока

Необходимо помнить, что человека, пораженного электрическим током, можно спасти, вернуть к жизни, если правильно и, главное, быстро оказать ему помощь. ЗАПОМНИТЕ! Не следует предпринимать самостоятельно мероприятия по спасению пострадавшего. Лучше это сделают взрослые, либо специалисты- энергетики. Незамедлительно позови их на помощь!

Оказать эффективную помощь пострадавшему может только человек, хорошо знающий Правила освобождения пострадавшего от  электрического тока и оказания первой помощи.

Какие действия необходимо предпринять для оказания помощи?

-Необходимо вызвать бригаду скорой помощи;

-Оценить обстановку и по возможности освободить пострадавшего от действия электрического тока. Ни в коем случае нельзя прикасаться к пострадавшему. Возможно, он все еще находится под действием электрического тока. Дотронувшись до пострадавшего, можно попасть под напряжение. Необходимо отключить источник электроэнергии.

Если это невозможно, необходимо отодвинуть источник тока от себя и от пострадавшего сухим, непроводящим ток предметом. Если необходимо оттащить пострадавшего от провода электросети, при этом надо помнить, что тело человека так же проводит ток. Поэтому не следует дотрагиваться голыми руками до открытых частей тела пострадавшего.

После прекращения действия электрического тока необходимо обратить внимание на присутствие признаков жизни (дыхание и пульс). При отсутствии признаков жизни необходимо приступить к реанимационным мероприятиям: проведению закрытого массажа сердца и искусственному дыханию. Реанимационные мероприятия оказываются до приезда бригады скорой помощи.

Предупреждающие знаки и плакаты по электробезопасности

     Для предотвращения случайного проникновения в электроустановки, и тем самым предотвращения поражения электрическим током людей, существуют специальные предупреждающие знаки и плакаты. Они вывешиваются или наносятся на опоры воздушных линий электропередачи любого напряжения, двери различных электрощитов, в которых находится электрооборудование, на ограждениях и заборах, огораживающих электроустановки. Наличие таких знаков подразумевает запрет проникновения со стороны населения в электроустановки или подъем на опору линий электропередачи.

Знаки предупреждают человека об опасности поражения электрическим током. Пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их – недопустимо!

Уважаемые ребята!

Не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости вблизи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым или позвонить по телефону 101 или 112.

 

  Во избежание несчастных случаев от действия электротока необходимо помнить и выполнять элементарные правила электробезопасности. Вот основные из них:

  • не допускайте шалости при обращении с включёнными в сеть электроприборами;
  • не приближайтесь к оборванным, лежащим на земле проводам линий электропередачи на расстояние менее 8 метров;
  • не устраивайте игры под проводами электролиний;
  • не влезайте на опоры линий электропередачи;
  • не делайте набросов на провода линий электропередачи;
  • не запускайте бумажного змея вблизи линий электропередачи;
  • не заходите за ограждения трансформаторных подстанций, в подстанции и на строительные площадки, где могут применяться временные электропроводки;
  • не пользуйтесь включёнными в сеть переносными лампами и бытовыми электроприборами (магнитофонами, радиоприёмниками и др.) в садах, огородах, сырых помещениях и помещениях с токопроводящими полами (бетонными, кирпичными и т.д.);
  • отключайте электронагревательные приборы: чайники, кастрюли, сковородки от электрической сети при заполнении их водой непосредственно от водопроводной системы;
  • не ремонтируйте самостоятельно неисправную электропроводку, а сообщите о неисправности родителям или взрослым;
  • при использовании переносных электроприборов не закладывайте шнуры за газовые, отопительные, водопроводные трубы;
  • не вешайте на провода электропроводок никаких предметов;
  • не пользуйтесь неисправными штепсельными розетками, выключателями, шнурами для включения электрооборудования и электроприборов.

          Ребята! Изучайте и строго соблюдайте правила электробезопасности, требуйте их соблюдения от ваших товарищей. Помните, что пренебрежение этими правилами может привести к несчастному случаю.

Правила электробезопасности

  1. Не включайте и не трогайте электроприборы мокрыми руками.
  2. Не играйте с включёнными в сеть электроприборами.
  3. Не пользуйтесь электроприборами, когда моетесь в ванне или под душем, в комнате с высокой влажностью.
  4. Во время работы электроприборов не открывайте и не разбирайте их.
  5. Уходя, отключайте электроприборы, которые не используются, из сети.
  6. Нельзя играть под проводами электролиний и влезать на опоры линий электропередачи.
  7. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами (отсутствие изоляции провода, неисправная вилка и т. д).
  8. При просмотре телепередач нельзя садиться на расстоянии ближе 1 – 1,5 м от экрана телевизора.
  9. Не ставьте кровати рядом с розетками.
  10. Больше ходите пешком или ездите на велосипеде, пользуясь электротранспортом лишь при передвижении на большие расстояния.

Безопасность детей: советы спасателей

Современная жизнь стремительно развивается и у родителей есть все возможности для того, чтобы быть более информированными и прививать своим детям привычки безопасного образа жизни. Когда происходит беда, родители заламывают руки и задают себе вопрос: «Почему? За что?». Но никто не задумывается над тем, как избежать трагедий, как их не допустить.

Превратите процесс обучения в игру – например, станьте ребенком на детской площадке, а он будет в роли мамы или папы учить вас технике безопасности. Можно придумать и проиграть дома с помощью игрушек те ситуации, в которые можно попасть на прогулке – катание на качелях, нападение собаки, попытка взрослого увести ребенка с площадки.

С ребенком дошкольного возраста, смотрите мультфильмы по безопасности, читайте книги. Проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, сравнивайте ситуации в жизни со сказочными героями, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания. Предоставляя ребенку школьного возраста самостоятельность, все же разумно контролируйте его.

Будьте хорошим примером для подражания, уделите время обучению своих детей основам безопасности жизнедеятельности и сами.

Все необходимое по обучению ОБЖ, вы можете найти на нашем официальном сайте 112.by, в разделе «Мультимедийные материалы по ОБЖ».

Смотрите вместе с ребенком мультфильмы МЧС «Волшебная книга» и детально разбирайте опасные ситуации на примере героев.

Играйте с детьми, ведь это основной способ обучения. Расскажите, в каких случаях может понадобиться помощь спасателей (пожар, обвал, утопление и т.п.) и как правильно их вызвать.

Профилактические видеоролики ГАИ МВД

В связи с особой значимостью проблемы травматизма несовершеннолетних, участвующих в дорожном движении на велосипедах и средствах персональной мобильности, необходимо уделить дополнительное внимание разъяснению детям, а также родителям требований Правил дорожного движения (далее - ПДД), касающихся пересечения проезжей части на велосипедах и средствах персональной мобильности.

В частности важно разъяснить, что детям до 14 лет запрещается управлять велосипедом по велосипедным переездам и пешеходным переходам без сопровождения совершеннолетнего лица. Для пересечения проезжей части в указанных местах необходимо спешиться и вести велосипед рядом с собой, руководствуясь требованиями, предусмотренными ПДД для движения пешеходов.

        Справочно: Согласно пункту 154 ПДД водителю велосипеда запрещается, не достигнув четырнадцати лет, управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).

        В соответствии с подпунктом 2.78 пункта 2 ПДД к элементам дороги относятся одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки, расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины. Велосипедные переезды и пешеходные переходы в силу подпунктов 2.6-1 и 2.49 пункта 2 ПДД являются участками проезжей части.

Кроме того, пешеходу в возрасте до четырнадцати лет запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности (кроме пешеходных и жилых зон) (подпункт 18.5.5 пункта 18 ПДД). Другими словами дети в возрасте до четырнадцати лет могут передвигаться на средствах персональной мобильности исключительно в пешеходных и жилых зонах.

С 14 лет велосипедисты и пешеходы на средствах персональной мобильности, а равно велосипедисты, не достигшие четырнадцати лет, передвигающиеся в сопровождении совершеннолетнего лица, должны руководствоваться общими требованиями ПДД при пересечении проезжей части, т.е. заблаговременно снизить скорость движения, убедиться, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.

Также необходимо  соблюдать Правила дорожного движения, в том числе при использовании велосипедов, электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров и иных средств персональной мобильности, а также недопустимости использования при движении наушников, мобильных телефонов, других электронных средств, способных отвлечь внимание от контроля за дорожной обстановкой.

Особое внимание необходимо уделить  обеспечению безопасной перевозки несовершеннолетних и необходимости обязательного использования взрослыми и обучающимися световозвращающих элементов в темное время суток.

Кроме того, при организации подвоза детей от места жительства к месту учебы и обратно, необходимо неукоснительно соблюдать требования Положения о порядке организации бесплатной перевозки обучающихся, утвержденного постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 540.

Профилактические видеоролики ГАИ МВД: «Я - велосипедист», «Кресло, которое спасает жизнь!», серии «ГАИ знает, о чем говорит!» («Пешеходы», «Велосипедисты», «Средства персональной мобильности»)

Юный велосипедист!

Всегда будь внимателен и осторожен на дороге!

Помни!:

  • Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края, причем управлять велосипедом по дороге без сопровождения взрослого разрешено только с 14 лет.
  • При движении по дороге в темное время суток и или в условиях плохой видимости  на велосипеде должны быть включены: спереди — фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади — фонарь, излучающий красный свет.
  • При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными Правилами дорожного движения для пешеходов.

Велосипедисту запрещается:

  • Использовать технически неисправные велосипеды.
  • Двигаться, не держась за руль и или не держа ноги на педалях.
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.
  • Двигаться по дороге в условиях снегопада или гололедицы.
  • Перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье.
  • Перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.
  • Буксировать свой велосипед каким-либо транспортом.
  • На велосипеде буксировать другой транспорт.

Советы юным велосипедистам, как избежать беды:

  • главный навык для езды на велосипеде – это научиться держать равновесие;
  • сев за руль велосипеда, вы считаетесь водителем и должны соблюдать все Правила дорожного движения;
  • катаясь на велосипеде, надевайте шлем, чтобы защитить голову в случае падения, используйте наколенники и налокотники;
  • прежде чем выехать из дома, велосипедист обязан:
  • проверить техническое состояние велосипеда;
  • проверить руль – легко ли он вращается;
  • проверить шины – хорошо ли они накачаны;
  • в порядке ли ручной и ножной тормоза – смогут ли они остановить велосипед перед неожиданным препятствием;
  • работает ли звуковой сигнал велосипеда, чтобы можно было вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их.

 

Как не заблудиться в лесу: советы спасателей

 

Собираясь в лес, следует не забывать, что лес это – место повышенной опасности. Там вас могут подстерегать дикие животные и самая распространенная и незаметная опасность – возможность заблудиться.

Зачастую увлекшись лесной прогулкой, сбором лесных ягод или грибов, люди теряют счет времени и заходят в лесную чашу слишком далеко. Чтобы не попасть в подобную ситуацию к походу надо подготовиться заранее, предприняв ряд мер безопасности:

– по возможности, не отправляйтесь в лес в одиночку;

– изучите основные правила ориентирования в лесу;

– сообщите родственникам или знакомым о предполагаемом маршруте и времени возвращения, информируйте их, если планы изменились;

– надевайте удобную, непромокаемую одежду и обувь, желательно яркого цвета;

– возьмите с собой компас, заряженный мобильный телефон, воду, лекарства, нож, спички;

– прежде чем углубиться в лес, обратите внимание на солнце, запомните с какой стороны оно расположено. Если солнце справа, то при выходе в том же направлении из леса нужно, чтобы оно оказалось слева.

Если все-таки вы заблудились, главное – не паникуйте! Постарайтесь сосредоточиться. Не удаляйтесь от того места, где вы поняли, что потерялись. Осмотритесь. Возможно, вы вспомните, откуда пришли. Громко позовите на помощь. Если на ваш зов отозвались, поинтересуйтесь у них в какую сторону нужно направляться, чтобы выйти из леса.

Если ответа на ваш крик не поступило, отыскать дорогу к населенному пункту вам помогут звуки: лай собаки, шум трактора, машин и других транспортных средств, громкие крики. Еще один ориентир – линии электропередач и река. Идя вдоль ЛЭП или вниз по течению реки, вы всегда выйдите к людям.

Если у вас есть телефон, попробуйте найти ваше местоположение по встроенному навигатору. Если это невозможно, позвоните родственникам или в службу спасения по телефону «101» или «112». Сообщите о том, что вы заблудились, в каком районе вы пошли в лес и свое примерное местоположение.

Если начинает темнеть, то сориентируйтесь на местности и подумайте, где организовать ночлег. Для ночлега подойдет яма от вывороченного с корнем дерева. Из веток сделайте убежище наподобие шалаша и подстилку из подручных материалов. Организуя ночлег, позаботьтесь, чтобы ищущие вас не прошли мимо, повесьте на кусты кепку, носовой платок, обломайте ветки, чтобы привлечь внимание.

 

Пожарная безопасность

Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10.

Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:

Пожарная безопасность в квартире:

• Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

• Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.

• Не суши белье над плитой. Оно может загореться.

• Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.

• Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

Пожарная безопасность в частном доме:

• В частном доме без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.

• Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог.

• Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.

Пожарная безопасность в лесу:

• Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.

• Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

• Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.

• Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:

• Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.

• Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `101` или попроси об этом соседей.

• Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону `101` и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: `Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!`

Опасные игры

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнем, огнеопасными предметами детей дошкольного возраста – это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности.

Остается без комментариев тлеющая сигарета, зажженная спичка, конфорка газовой плиты или керосиновый примус (лампа, фонарь). Все они часть нашего быта. Необходимо постоянно помнить, что любой из этих источников способен воспламенить горючий материал, а дети, оставленные без присмотра взрослых, зачастую сами не подозревают, что обычные вещи таят в себе опасность.

В среднем ежегодно происходит до 5 тыс. пожаров, в огне гибнет около 250 человек. По причине детской шалости с огнем происходит до 150 пожаров. В огне погибает от 15 до 20 детей. Почему это происходит? Ответ прост - в недостаточном обучении наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности. Обрести уверенность или постоянный страх за детей зависит от Вас.

Помните об опасности возникновения пожара в доме

1. Чаще беседуйте с детьми о мерах пожарной безопасности.

2. Не давайте детям играть спичками.

3. Учите детей правильному пользованию бытовыми электроприборами.

Если всё же случилась с вами или с вашими близкими произошел несчастный случай необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону «101».

 

Безопасный комфорт

Невозможно представить современный быт без множества электрических приборов – количество их в домах и квартирах сейчас действительно внушительное. Включенные в сеть, они создают нагрузку на электропроводку, которая и «отвечает» за распределение электроэнергии в помещении. Ее неисправность, повреждение, перегрузка или банальное старение могут спровоцировать возгорание. В большинстве случаев виной всему человеческий фактор. Нарушения могут быть не только при эксплуатации, а также на этапах устройства и монтажа.

Чтобы не стать жертвой своих же «бытовых помощников», важно усвоить несколько простых рекомендаций. Начинать заботиться о безопасности необходимо еще при покупке. Приобретать технику необходимо в специализированных магазинах – она должна быть качественной, исправной, иметь всю соответствующую документацию (технический паспорт, гарантийный талон, инструкцию о правилах пользования). Покупатель обязан изучить инструкцию, и что самое главное, соблюдать все, что в ней указано. Применять электроприборы следует исключительно по назначению, а в случае поломки – доверять ремонт специалистам, при этом также важно учитывать срок эксплуатации бытовой техники. Как же избежать пожаров, возникающих по причине нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования? 

МЧС напоминает, что запрещается:

- пользоваться неисправными или самодельными электроприборами;  - самостоятельно производить ремонт электрооборудования;  - перегружать электросеть, включая одновременно в одну розетку несколько электроприборов;  - оставлять электроприборы включенными без присмотра (за исключением холодильника и т.п.)  - устанавливать нагревательные приборы на сгораемые основания без подставок;  - вытаскивать вилку из розетки за шнур;  - прикасаться к электроприборам, розеткам мокрыми руками. 

Если загорелся электроприбор: 

- быстро обесточьте электроприбор (отключите от электрической розетки или полностью обесточьте помещение); - накройте электроприбор плотной, тяжелой тканью, чтобы прекратить доступ кислорода;  - если в первую минуту справиться с загоранием не удалось, и огонь вышел за пределы корпуса электроприбора, срочно покиньте помещение;  - помните, что выделяющийся при горении электроприбора дым очень токсичен – защищайте органы дыхания платком, рукавом одежды; - уходя, плотно закройте окна и дверь во избежание распространения пожара; - сообщите о пожаре по телефону 101 или 112; - оповестите соседей. 

Говорят, любой человек может сформировать полезную привычку за 21 день. Введите в практику выключать из розетки телевизор, зарядные устройства и другие приборы перед уходом. Такое простое действие поможет сохранить не только электроэнергию, но и, возможно, квартиру. Соблюдайте правила пожарной безопасности! Берегите себя и своих близких!

 

Консультация для родителей

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься с этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Объясните детям:

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3. Не суши бельё над плитой.

Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси об этом соседей.

Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Правило 5. При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься. Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Помните, что соблюдение элементарных правил безопасности убережёт Вас и ваших детей!

• Спички - не игрушка. Прячьте спички от детей!

• Разъясните детям, как тяжелы последствия шалости с огнем.

• Не оставляйте детей без надзора.

• Не проходите мимо детей, играющих с огнем.

• Не забывайте выключать электроприборы.

• Не разрешайте детям включать электроприборы.

• Не разрешайте детям разводить костры. Костер надо раскладывать так, чтобы он был защищен от внезапных порывов ветра, которые могут разнести пламя по окрестности.

• Применяя химические препараты, будьте осторожны. Ознакомьтесь и строго выполняйте инструкцию, напечатанную на этикетке.

• Не загромождайте основные пути эвакуации, балконы и лоджии.

• Изучите сами и разъясните детям правила пользования первичными средствами пожаротушения.

• О пожаре звоните по телефону «101».

Консультация для родителей

«Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.

Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации. На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня. В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам. Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом. Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни. Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых. К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам». Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям. После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов. Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

Реакция детей во время пожара:

• Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.

• Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.

• Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже.

Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное. Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров. Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

• звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);

• в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;

• не тушить огонь в квартире самостоятельно;

• выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;

• ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;

• если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики

пожарной безопасности !

Региональная карта помощи Октябрьского района г. Гродно

пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации

 

Наименование

Место расположения

График работы

Номер телефона

Обеспечение защиты

Управление внутренних дел администрации Октябрьского района г. Гродно

г. Гродно ул. Гая, 4

Круглосуточно

102

Медицинская помощь

Учреждения здравоохранения

-

Круглосуточно

103

ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно»

г. Гродно, ул. Пестрака, 4

по рабочим дням с 08.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00

8(0152) 39-15-33

ГУЗ «Городская поликлиника №7 г. Гродно»

г. Гродно, ул. Химиков, 5

по рабочим дням с 08.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00

8(0152) 31-64-17

Центр, дружественный подросткам «Контакт»

г. Гродно ул. Гагарина, 18

по рабочим дням с 09.00 до 15.00

8(0152) 65-63-75

Предоставление временных мест пребывания

Кризисная комната ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно»

г. Гродно ул. Фомичева, 17

Круглосуточно

+375(44)4610688

Психологическая, психиатрическая, психотерапевтическая помощь

ГУО «Социально-педагогический центр Октябрьского района г. Гродно»

г. Гродно пр. Космонавтов, 37

по рабочим дням с 08.30 до 13.30 и с 14.00 до 17.00

8(0152)62-63-34

ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно»

г. Гродно

ул. Фомичева, 17

по рабочим дням с 08.00 до 17.00

8(0152)31-47-02

Правовая и социальная помощь пострадавшему и его законным представителям

Отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно»

г. Гродно ул. Фомичева, 17

по рабочим дням с 08.30 до 17.00

8(0152)33-13-42 8(0152)31-47-07

         

 

                                                                         За безопасность вместе

 

Создание безопасных условий жизнедеятельности воспитанников, формирование культуры безопасной жизнедеятельности у детей, формирование навыков осознанного безопасного поведения – основные задачи, которые находятся под пристальным вниманием педагогов учреждений дошкольного образования. В Директиве Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» изложено требование «...организовать во всех коллективах и по месту жительства граждан обучение по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций».

   В настоящее время отмечается необходимость готовить воспитанников к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной. Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь с целью социально-нравственного и личностного развития ребенка предлагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности и соответствующих им форм организации образовательного процесса.

 У детей 2-3 лет необходимо формировать:

  • навыки поведения, способствующие сохранению жизни и здоровья (Не подходи к незнакомым людям; Ничего не засовывай в розетки; Не бери нож и ножницы, ими можно пораниться; Не подходи на улице к незнакомым кошкам, собакам – могут укусить, поцарапать; стоять на безопасном расстоянии от качелей; при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги; при спуске с лестницы держаться за перила, не перешагивать через ступеньки и др.)
  • умение обращаться за помощью к окружающим в случае опасности (громко закричать, показать рукой в сторону опасности).

У детей 3-4 лет формировать представления:

  • о (об) огнеопасных предметах и острых предметах, которые могут нанести вред здоровью (спички, свечи, нож, ножницы, вилка, заточенный карандаш);
  • цветам светофора (зеленый – для перехода улицы, желтый –ожидание другого сигнала светофора, красный – переходить улицу нельзя); пешеходном переходе «зебра», дорожном знаке «Пешеходный переход».

Формировать (развивать) умения:

  • соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе (нельзя приближаться к открытому окну, двери балкона, принимать таблетки можно только по назначению врача, когда их дают родители, потому что можно отравиться; осторожно передвигаться при спуске с лестницы; позвать на помощь, если упал, поранился); оберегать глаза (трогать чистыми руками, не бросаться песком); пить только чистую воду (кипяченую, бутилированную);
  • соблюдать правила безопасного поведения на дороге (останавливаться перед движущимся транспортом, соблюдать правила перехода дороги, движения по тротуару), на участке (правильно пользоваться игровым оборудованием, играть на участке; если незнакомец зовет уйти с участка к маме, позвать педагогического работника; к бездомным животным подходить опасно, потому что они могут напугать);
  • соблюдать правила пожарной безопасности (нельзя брать спички – это может привести к пожару; нельзя трогать горящие свечи, подходить близко к горящему огню, потому что можно получить ожог).

У детей 4-5 лет формировать представления:

  • о правилах безопасного обращения с животными (опасно дразнить собак, трогать бездомных животных, потому что они могут укусить);
  • правилах дорожного движения (сигналы светофора, движение по обочинам и тротуарам, переход проезжей части, при ожидании транспорта);
  • правилах безопасного поведения в опасных ситуациях в быту: на кухне (самостоятельно пользоваться газовой плитой опасно, потому что можно отравиться газом или может возникнуть пожар; включать кран с горячей водой только в присутствии взрослого; острые, колющие и режущие предметы – молоток, нож, ножницы, терку, иголку, булавку, спицы – использовать строго по назначению, не баловаться и не играть с ними, потому что можно пораниться, хранить их в специальном месте); в подъезде (по лестнице ходить, держась за перила и руку взрослого; заходить в лифт только с родителями, не прыгать, не нажимать на двери); во дворе (если увидел осу, пчелу, не делать резких движений; не прикасаться губами или языком к металлическим предметам в мороз, потому что можно пораниться; кататься на качелях сидя, крепко держась за поручни); в автомобиле (сидеть в специальном детском кресле пристегнутым, вести себя в салоне спокойно);

Формировать (развивать) умения:

  • применять правила безопасного поведения в местах, опасных для жизни и здоровья, в доме (опасно трогать розетки, засовывать в розетку пальцы, предметы – можно получить ожог, электрическими приборами могут пользоваться только взрослые; опасно подходить близко к камину и печке с огнем, знать правила тушения выпавшего уголька, искры, малого огня, одежды; опасно выглядывать из открытого окна и балкона, потому что можно упасть; нельзя брать спички); на улице (переходить дорогу надо по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора; не подходить к открытому люку, потому что в него можно провалиться; ходить по тротуару с правой стороны, держась за руку взрослого); в природе (нельзя долго находиться на открытом солнце, потому что можно перегреться, получить солнечный удар; купаться в водоеме только в присутствии взрослых, во время купания пользоваться надувным кругом, нарукавниками, жилеткой; ходить в лес только со взрослыми, собирать и пробовать только знакомые ягоды и грибы, потому что среди незнакомых могут быть ядовитые и ими можно отравиться; кататься на коньках, санках, лыжах только в специально отведенных для этого местах);
  • безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях: потерялся (обратиться за помощью к милиционеру, женщине с ребенком или продавцу в магазине); встреча с незнакомцем (не подходить и не разговаривать с незнакомым человеком, потому что он может быть опасным; если незнакомец пытается открыть дверь, позвонить в милицию по телефону 102, 112 и назвать свой адрес; если подозрительный человек близко подходит, быстро уходить, убегать от него и звать на помощь «Помогите!»);
  • безопасного катания на велосипеде, самокате (кататься внутри двора, в парке; не выезжать на проезжую часть улицы или двора; объезжать маленьких детей и пожилых людей; в случае ушиба или травмы при падении – обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи); на санках, лыжах (съезжать с горки, сидя на санках; съезжать со склона на лыжах поочередно, через определенный интервал времени; опасно кататься с горки или со склона, с которых можно выехать на дорогу, потому что можно попасть под проезжающий автомобиль).

У детей 5-7 лет формировать представления:

  • о (об) правилах поведения в чрезвычайных ситуациях в быту: при пожаре (выбежать из комнаты и позвать взрослых на помощь, позвонить по телефонам 101, 104, 112, нельзя прятаться), при поломке водопровода (подставить емкость под кран, позвать на помощь взрослых, предупредить соседей);
  • опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе; люк; строительная площадка), в квартире (розетки, телевизор, электрообогреватель, открытое окно, балкон, камин с огнем, газовая плита, электроплита).

Развивать умения:

  • соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами (электроприборы в розетку включает и выключает только взрослый, запрещается играть с розеткой, дотрагиваться до электроприборов мокрыми руками);
  • самостоятельно применять правила безопасного обращения с животными (не подходить близко к чужим животным, к собакам, сидящим на привязи; не трогать животных в то время, когда они спят или едят; после того как погладил животное, обязательно вымыть руки);
  • соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира в стандартных опасных ситуациях на улице (идя по тротуару, придерживаться правой стороны, обходить люки и другие препятствия, а также встречных пешеходов; переходить проезжую часть дороги по пешеходному или по надземному и подземному переходу), в автомобиле (во время движения не высовывать голову, не выставлять руку из окна, не открывать двери), в лифте (пользоваться лифтом можно только в сопровождении знакомого взрослого, входить в лифт после знакомого взрослого).

 

ПАМЯТКА 

для родителей по профилактике выпадения детей  из окна

 

Уважаемые родители!

Наступил летний период 2022 года. И многие родители забывают о том, что открытое окно может быть опасно для ребёнка. Каждый год от падений с высоты получают тяжёлые травмы и гибнут дети.

ЗАПОМНИТЕ несколько простых правил, которые сохранят жизнь Вашему ребёнку!

☻ Большинство случаев падения происходит тогда, когда родители оставляют детей без присмотра. НЕ оставляйте маленьких детей одних.

☺ Отодвиньте от окон все виды мебели, чтобы ребёнок не мог залезть на подоконник.

☻ НИКОГДА не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений! Напротив, москитная сетка способствует трагедии, так как ребёнок чувствует себя за ней в безопасности и опирается на неё.

☺ По возможности открывайте окна сверху, а не снизу.

☺ Установите на окна специальные фиксаторы, которые не позволяют ребёнку открыть окно.

☺ Если вы что-то показываете ребёнку из окна, всегда крепко держите его, будьте готовы к резким движениям малыша, не держите ребёнка за одежду.

☺ Если у вас нет возможности прямо сейчас установить фиксирующее и страховое оборудование, вы легко можете открутить отвёрткой болты, крепящие рукоятки, и убрать их повыше, используя по мере необходимости и сразу вынимая после использования.  Будьте бдительны! Берегите своих детей!

 

                                                             Консультация для родителей:

                                          «Оставление детей в опасности»   

     «За последние месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ. Знайте!

Согласно п. 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.     

 п.3 Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни и здоровья состояние – наказывается арестом на срок до 6 месяцев или лишения свободы до трех лет.      Ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии.

 Однако все мы практически понимаем, что чрезмерно опекаемый ребенок вырастит беспомощным и практически не способным к самостоятельной жизни. В ребенке необходимо воспитывать культуру безопасности и давать информацию об опасных ситуациях. Маленький ребенок практически не испытывает страха, он любопытен, наивен, доверчив. Эти качества ему нужны для того, чтобы познавать окружающий мир. Но эти, же качества смогли бы сыграть плохую роль для ребенка, оставшегося без надзора взрослых. И лишь привитые ребенку понятия о том, что можно и нельзя, позволяет ему постепенно отделятся и отделятся от взрослых.     

 Детям нужно постоянно, почти ежедневно напоминать об окружающих опасностях (как бытовых, так и тех, которые могут их подстерегать при общении с незнакомыми людьми). Ведь осторожность при обращении с определенными предметами, настороженность при контакте с незнакомыми людьми, качества не врожденные, они приобретаются в процессе воспитания.