Советы дефектолога

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОХОЖДЕНИЮ КОМИССИИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

1. ПОВТОРИТЕ или ВЫУЧИТЕ стихотворение (не менее восьми строчек).

2. Повторите с ребёнком:

  • Фамилию, имя, отчество;
  • Сколько лет (сколько было в прошлом году, сколько будет через год);
  • Адрес;
  • Как зовут маму, папу (имя, отчество), кем работают.

3. Не пугайте ребёнка комиссией, настройте его и себя на положительный лад.

Желаем удачи!

 

К ИТОГОВОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПОВТОРИТЬ С ДЕТЬМИ:

1. Упражнение «Где – откуда?»

Закрепить понимание предлогов: В – ИЗ; НА – С, СО; ЗА – ИЗ-ЗА; ПОД – ИЗ-ПОД.

2. Упражнение «Один-много»

Стол-столов          Чашка-чашек          Карандаш-карандашей

Дом-домов            Стул-стульев          Дерево-деревьев

Окно-окон            Ведро-вёдер            Пчела-пчёл

Огурец-огурцов   Воробей-воробьёв   Платье-платьев

Яйцо-яиц              Утёнок-утят             Ухо-ушей

3.Упражнение «Из чего какой»

Кастрюля из металла – металлическая

Матрёшка из дерева – деревянная

Тетрадь из бумаги – бумажная

Бутылка из стекла – стеклянная

Сумка из кожи – кожаная

Шапка из меха – меховая

Ручка из пластмассы – пластмассовая

Тарелка из фарфора – фарфоровая

4.Упражнение «Приготовим варенье и сок»

Варенье из крыжовника – крыжовенное

Варенье из смородины – смородиновое

Варенье из слив – сливовое

Варенье из малины – малиновое

Сок из винограда – виноградный

Сок из абрикоса – абрикосовый

Сок из малины – малиновый

Сок из апельсина – апельсиновый

5. Образование притяжательных прилагательных

Упражнение «Скажи чьё?»

Называем части тела животных (лиса, медведь, белка, заяц), отвечая на    вопросы: Чьи? Чей? Чья? Чьё?

Например: Лисьи лапы, лисий хвост, лисья голова, лисье туловище и т.д.

6.Упражнение «Кто как голос подает?»

Корова – мычит, собака – лает, свинья – хрюкает, овца, коза – блеет, кошка – мяучит, лошадь – ржёт, индюк – болбочет,  утка – крякает, курица - квохчет, кудахчет,   петух – кукарекает, гусь – гогочет.

7.Правильно повторить «песенки» за взрослым:

Са-ша-са-ша       ца-са-ца-са          ца-тя-ца-тя            ла-ра-ла-ра

Жа-за-жа-за        ча-ща-ча-ща        па-ба-па-ба           ля-ря-ля-ря

Ча-са-ча-са         ка-га-ка-га           та-да-та-да

8.Повторить или выучить с ребёнком стихотворение

9.Повторять сложные слова и предложения:

Лариса балерина,   бабушка Лукерия,   дедушка Валерий,    сильный растворитель,   эмалированная посуда, полированная мебель, полоть чечевицу, национальная библиотека, рулон поролона, лавровый лист, Республика Беларусь, орлиное перо,  лаборатория, пропеллер Карлсона, железная сковорода, фарфоровая чашка, рефрижератор, сыворотка из-под простокваши, махровый георгин, белорусская энциклопедия, журавлиное курлыканье, перламутровый лак, орёл-король, концертный рояль, костюмированное представление, у тетерева тетеревята, журнальная иллюстрация, по телевизору демонстрируют мультфильмы, стружка вылетает из-под инструмента, я посещал логопедические занятия, футболисты вышли на футбольное поле, я вырабатывал правильное произношение, старушка сушит шерстяной шарф, пушистая вата плывёт по небу, я буду учится в первом классе, у учительницы на столе стоит магнитофон.  Валера милиционер регулирует уличное движение. Основные жесты регулировщика. Синий ящик блестящий. У шести кошек шесть котят. У шести мышек шесть мышат. Железнодорожный вокзал. Голубоглазая стрекоза. Часовщик чинит часы. Проворонила ворона воронёнка. Скушай Саша шесть сушек. Жёлтая змея шипит, а зелёный жук жужжит. Стекольщик выдувает (выдавливает) стекло. Весной расцвёл жасмин душистый. Учительница сказала написать детям новое сочинение. Кавалеры королевы плыли с ней на каравелле. Лариса купила в ларьке вкусный рулет. Строительство шестнадцатиэтажного дома. Фехтовальщик победил на чемпионате мира. Риту и Наталию отправили в Италию. Соня и Галя собирают абрикосы в саду. Ювелир ремонтирует драгоценности. Аквалангист плавает с аквалангом. Лара и Валя играют на рояле. Валера и Лера заболели скарлатиной. Валера наловил форели. У Саши Шустрикова есть сынишка Шустриков Саша

 

 К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ РЕБЕНКУ  НУЖНО ЗНАТЬ:

  1. Как его зовут? (имя, фамилия, отчество)
  2. Сколько ему лет? Сколько было в прошлом году? (будет через год?)
  3. Где ты живёшь? (полный адрес)
  4. Как зовут маму, папу? (имя, отчество)
  5. Какое сейчас время года? Какое время года было перед весной, какое будет после?
  6. Уметь считать до 10 и обратно.
  7. Назвать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, ромб)
  8. Называть основные и оттеночные цвета.
  9. Уметь называть предметы после их перечисления одним обобщающим словом (одежда, обувь, овощи, …)
  10. Ориентироваться в пространстве (Лево, право, вверх, вниз)
  11. Показывать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д.
  12. Назвать приёмы пищи (утром мы завтракаем, а вечером …)
  13. Ориентироваться в частях суток (что наступает после ночи и т. д.), днях недели (какой день недели был перед субботой, наступит после воскресения и т. д.)
  14. Уметь найти четвёртый лишний. Объяснить почему.
  15. Понимать значение предлогов. Где лежит предмет (на, за, в, около, под), откуда достали предмет (из-под, из-за).
  16. Уметь повторить скороговорку без ошибок.
  17. Уметь повторить слово со сложнослоговой структурой (термометр, балерина, аквариум, велосипедист и т. д.)
  18. Объяснить значение слов (что такое холодильник, пылесос, мармелад, аквариум и т. д.)
  19. Уметь назвать и показать части предмета (донышко, носик, крышка, ручка у чайника и т. д.)
  20. Сказать ласково: Лена – Леночка, гриб – грибочек, стул – стульчик.
  21. Уметь подобрать антонимы и составить пары: широкий – узкий, глубоко – мелко, старый – молодой, твёрдый – мягкий и т. д.
  22. Уметь образовывать прилагательные (из дерева – деревянный, из кожи - …, из стекла - …, из меха - …, из пластмассы - … и т. д.)
  23. Что делают представители разных профессий (строят, учат, лечат, варят и т.д.)
  24. Назвать съедобные и ядовитые грибы.
  25. Назвать верхнюю и нижнюю одежду; женскую, мужскую, детскую; летнюю, зимнюю, демисезонную. Части одежды (спинка, рукава, манжеты, воротник, карман, пояс)
  26. Назвать домашнюю, спортивную, зимнюю обувь. Что такое ласты?
  27. Назвать кухонную, столовую, чайную посуду. Что такое фарфор?
  28. Как называются магазины, в которых продают овощи, продукты, обувь?
  29. Назвать молочные, мясные, кондитерские продукты.
  30. Образовывать название профессий от музыкального инструмента (гитара – гитарист, пианино – пианист, труба – трубач и т. д.)
  31. Чем отличается трубач от трубочиста?
  32. Назвать несколько игрушек, школьных принадлежностей. Что такое глобус?
  33. Назвать зимние забавы детей и зимние виды спорта.
  34. Что такое метель, вьюга, гололёд?
  35. Какой весёлый праздник отмечают зимой? Что такое хоровод, гирлянда?
  36. Уметь назвать основные части тела человека.
  37. Что с чем соединяет шея, сколько у человека ушей, носов, щёк, губ …?
  38. Уметь ориентироваться в комнате: где потолок, с какой стороны окна, что такое линолеум? Отличать тюль, шторы.
  39. Уметь назвать одним словом все предметы мебели. В каком магазине она продаётся?
  40. Назвать дом в 5 этажей – пятиэтажным, в 9 - …, в 3 - …, в 2 - …, в 1 - ….
  41. Знать значение чердака, сарая, колодца, бани, кладовки.
  42. Знать в какой стране мы живём, столицу Родины, большие города Беларуси. Как зовут президента?
  43. Уметь назвать транспорт (водный, воздушный, наземный, специальный).
  44. Уметь образовывать военные профессии. Кто охраняет границу? Кто на боевом корабле?
  45. Уметь назвать первый и последний звук в словах.
  46. Уметь назвать все звуки по порядку в словах типа: рыба, школа, шкаф.
  47. Уметь выразительно рассказывать стихотворение.
  48. Кто как голос подаёт? (лошадь – ржёт, собака – лает, кошка – мяучит, корова утка, гусь, индюк, курица, петух, кукушка, ворона, воробей, сорока)
  49. Уметь образовывать названия детёнышей от названий животного (птицы): утка – утёнок, овца – ягнёнок, лошадь – жеребёнок и т. д.
  50. Чем отличается птица от животного?
  51. Чем отличается кукла от девочки?
  52. Уметь правильно изменять окончания при пересчёте до 5 (ухо, вёдро, пчела, воробей, окно)
  53. Назвать чего нет (стул – стула, ведро, ухо, окно)
  54. Назвать несколько ягод.

Успехов вам и вашим детям!!!

Главные вопросы логопеду

Здесь вы найдете ответы на самые часто задаваемые вопросы учителям-дефектологам в нашем саду и не только…

1. Сколько времени может понадобиться для исправления звукопроизношения?

Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, от количества неправильно произносимых звуков, состояния речевого аппарата и нервной системы ребенка.

Во-вторых, от степени вовлеченности родителей в процесс исправления звукопроизношения, от регулярности выполнения с ребенком упражнений и заданий, которые дает логопед.

Совместная работа значительно сокращает время на пути к результату!!!!

2. Что делать, если ребенку уже 2-2,5 года, а он почти не говорит?

В этом случае необходимо посетить нескольких специалистов: оториноларинголога, невролога, учителя-дефектолога (логопеда).

Оториноларинголог проверит физиологический слух ребенка. Снижение или отсутствие физиологического слуха создает существенное препятствие в освоении речи.

Невролог оценит психическое развитие ребенка, исключит наличие неврологических проблем, препятствующих появлению речи, а в случае обнаружения таких, поможет в назначении лечения.

Учитель-дефектолог поможет разобраться в причинах недоразвития речи и посоветует как остимулировать речевое развитие, поменяв стиль общения с ребенком, организовав коррекционную работу.

 

Помните, если вовремя не обра­тить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка!

3. Мой ребенок говорит много, но у него нарушено произношение некоторых звуков. С какого возраста начинать занятия с логопедом?

Все зависит от того какие звуки нарушены, и как они произносятся.

До 4,5-5 лет речевой аппарат ребенка растет и формируется, поэтому небольшие несовершенства  речи допустимы:

До 3 -3,5 лет допустимо отсутствие свистящих звуков С,З,Ц;

До 4- 4,5 лет допустимо отсутствие шипящих звуков Ш, Ж,Ч, Щ, либо их замены на свистящие С,З,Ц;

До 5 лет могут отсутствать в речи сонорные звуки Л,Р.

Однако, если у детей выявляться неправильное, ненормативное произнесение звуков: межзубное произнесение свистящих звуков, когда кончик языка находится между зубами, или горловое Р (французский вариант), тогда ждать не нужно, пока ребенку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение.

4. Нам рекомендуют удалить аденоиды. Так ли это необходимо?

Безусловно, принять решение о проведении операции могут только родители. Однако приведу несколько фактов, говорящих в пользу удаления аденоидов:

  • Аденоиды являются постоянным источником воспаления, т.е. ослабляют иммунитет.
  • Аденоиды нарушают физиологическое дыхание, т.е. организм испытывает нехватку кислорода.
  • Аденоиды, разрастающиеся в сторону слуховых ходов, влияют на физиологический слух ребенка. Именно слух является ведущим фактором для формирования успешной, правильной речи ребенка. Нет слуха – нет правильного звукопроизношения.
  • Влияют наформирование неправильного типа дыхания, который меняет работу и тонус речедвигательных мышц, что ведет к недостаточной силе выдоха, необходимого для произношения некоторых звуков, а также пагубно влияет на формирование зубо-челюстной системы и осанки лица!

5. Мой ребенок начал заикаться

Жалобы на то, что ребенок начал заикаться почти одновременно с началом говорения или в возрасте 2—3 лет довольно часто приходится слышать специалистам. Срыв речи чаще всего связан с нагрузкой, возрастающей в этот период на центральную нервную систему ребенка. Именно поэтому эти периоды называют критическими периодами развития речи. Причинами, провоцирующими возникновение заикания могут служить кратковременные или продолжительные психологические травмы, испуг, соматическая ослабленность ребенка, подражание речи заикающегося. Заикание называют первичным, если с момента первых проявлений прошло не более двух месяцев.

При сохранении запинок свыше двух месяцев, возникают вторичные явления — нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, нарушения речевой и общей моторики (моторное напряжение, скованность движений, дискоординация). В случае возникновения заикания рекомендуется незамедлительно обратиться к специалистам, поскольку наибольший успех достигается при проведении лечения в первые месяцы после возникновения речевого нарушения. В первую очередь вам следует обратиться к неврологу, психологу или логопеду. Общие рекомендации сводятся к ограничению раздражителей из внешней среды, устранению психотравмирующих переживаний.Врачом — невропатологом назначается медикаментозное лечение.

В этот период сон должен быть более продолжительным. Перед сном рекомендуются теплые травяные ванны. Близким необходимо создать спокойную домашнюю обстановку, исключить возбуждающие раздражители (просмотр телепередач, игру на компьютере). Не следует обращать внимание ребенка на запинки, а тем более ругать или исправлять его. Придумывайте способы, которыми вы сможете общаться друг с другом без помощи речи — жесты, рисование картинок. Старайтесь занять ребенка спокойными играми, конструированием, лепкой. Предложите ребенку говорить шепотом, следите за тем, чтобы темп вашей речи был спокойным, а сама речь — плавной. Следуйте рекомендациям специалистов, которые проводят систематическое консультирование ребенка.

6.Вызывают ли задержку речи планшеты, компьютеры, телевизоры и т.п.?

Да, гаджеты и другие электронные устройства – одна из причин задержки развития речи. Они очень удобны – ребенок увлекается игрой или мультиком, а у мамы появляется время заняться своими делами – готовкой, уборкой, звонками по работе и т.д. Однако у ребенка не появляется потребности сказать что-либо – это и приводит к задержке развития речи. Понятно также, что помимо речи страдает и зрение.
Рекомендуем ограничить использование подобных устройств 15 минутами в день, а также полностью исключить их перед сном.

Для чего нам нужна артикуляционная гимнастика.

           

   Чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным, а все речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке.   Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка.

   Такие занятия очень полезны даже при отсутствии явных дефектов речи, потому как они:

  • способствуют слаженной работе всех органов речевого аппарата
  • являются профилактикой нарушений звукопроизношения
  • приучают губы, небо и язык к правильному для каждого звука положению
  • исправляют имеющиеся дефекты речи, вялое произношение
  • тренируют мышцы лица, развивают мимику, улучшают кровообращение
  • готовят ребенка к работе со специалистом (учителем-дефектологом)

Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.

 

  • Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом, в медленном темпе. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, ког​да порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
  • Выполняйте рекомендованный комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.
  • Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен​ка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше-​ния движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви-​жения другими речевыми мышцами.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, ко​торый ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали:

 - во-первых, название вызы​вает у ребенка интерес к упражнению;

 - во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.

 

Общий артикуляционный комплекс.

                                               

  1. «Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10

 

  1. «Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

  1. Чередовать «Заборчик» - « Трубочка».
  2.  
  3. «Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)»

Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны (маляр красит домик язычка).

 

  1. «Помидорчик»

Одновременно надуть обе щеки.

 

  1. «Огурчик»

Одновременно втянуть обе щечки.

  1. «Орешек»

Языком дотронуться до правой щеки с внутренней стороны рта и удержать положение, а затем до левой.

  

  1. «Покатай орешек»

Языком дотронуться до правой щеки с внутренней стороны рта и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек».

 

  1. «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

 

  1. «Часики»

Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

                                                                                        

  1. «Крестик»

Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый угол рта и в правый уголок.

                                                                                

  1. «Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

                                                                             

  1. «Кошечка лакает молоко»

Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).

 

  1. «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

 

  1. «Почистим верхние и нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и     внутри).