Описание структуры и содержания модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр.
Модель педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр дошкольников представлена следующими системными характеристиками: цель и задачи педагогического сопровождения, факторы, условия, компоненты, методы и приёмы.
Основной целью педагогического сопровождения является научное психолого-педагогическое обеспечение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста и оптимизация педагогического взаимодействия педагога и детей в сюжетно-ролевых играх.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
1. в выявлении трудностей детей при самостоятельной организации ими сюжетно-ролевых игр;
2. в оказании детям своевременной помощи и поддержки на протяжении всего процесса сюжетно-ролевой игры с учётом всех структурных компонентов игры (замысла, содержания, сюжета, роли, игровых действий, игровых правил и игрового использования игрушек и предметов-заместителей); в подборе средств реализации задуманного; в выборе наиболее эффективного игрового маршрута; в сохранении и развитии игровых интересов детей;
3. в создании и проектировании условий для успешного развития сюжетно-ролевой игры как творческой совместной деятельности и достижения детьми дошкольного возраста высокого уровня развития сюжетно-ролевых игр.
Реализация задач наиболее успешно будет осуществляться с точки зрения личностно -ориентированного взаимодействия педагога с детьми, основанного на представлениях о совместной деятельности. С точки зрения такого подхода каждый из участников может брать на себя осуществление любого из компонентов общей деятельности: исполнение отдельных операций или их сочетаний.
Факторы педагогического сопровождения педагога с детьми, обеспечивающие развитие сюжетно-ролевых игр:
- игровая позиция педагога обеспечивает включение педагога в совместную с детьми игру и способствует созданию условий для развития их самостоятельной игры;
- ценностное отношение к ребёнку как равно интересному партнёру общения позволяет создать эмоционально–положительную направленность ребёнка на партнёров по игре и обеспечивает эмоциональную приподнятость и непринуждённость в процессе общения и развития сюжетов игры;
- появление разнообразных сюжетов в играх, использования детьми различных способов и средств реализации задуманного автоматически отрицает жёсткую детерминированность в организации и руководстве сюжетно-ролевой игры;
- открытость и восприимчивость педагога к возникающим новообразованиям предполагает повышение творческих способностей детей, их умение действовать в новых условиях, меняя способы деятельности.
Условия педагогического сопровождения:
- установление субъект-субъектных отношений и особого взаимодействия педагогов и детей в сюжетно-ролевых играх через игровую позицию педагога;
- вооружение детей социально-ценностными представлениями, способами регуляции поведения и навыками культуры общения со сверстниками в игре, умениями обустраивать игру и самостоятельно моделировать игровое пространство при реализации игровых замыслов;
- осмысление педагогами и родителями важности развития сюжетно-ролевых игр;
- выявление наиболее важных особенностей сюжетно-ролевых игр, игрового поведения, интересов и ценностных ориентаций детей в рамках модели педагогического сопровождения осуществляется в процессе диагностической деятельности педагога дошкольного учреждения, которая является основой планирования игр, определения форм, средств и методов взаимодействия.
Центральным образованием модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр является особым образом организованное взаимодействие педагога с детьми, которое способствует эффективному развитию игровой деятельности и личности дошкольника.
Содержательные компоненты взаимодействия предусматривают интеграцию:
1. Когнитивного – знание педагогами сильных и слабых сторон ребёнка, его увлечений и интересов, ценностно-смысловых ориентаций родителей и воспитанников, структурных компонентов сюжетно-ролевой игры, способов её моделирования с учётом индивидуально-личностных особенностей, интересов, предпочтений и степени освоения опыта игровой деятельности современными дошкольниками, владение умением провести диагностику межличностных отношений и общения педагогов и детей в сюжетно-ролевой игре, понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогом и детьми.
В процессе когнитивного взаимодействия педагога с детьми последними:
- осваивается предметный и социальный мир;
- расширяется спектр игровых интересов;
- появляются, игровые замыслы, в которых сочетаются реальные и вымышленные события (из книг, мультфильмов);
- игровые замыслы оформляются в речи;
- формируется игровая роль и ролевая речь;
- осваивается умение использовать речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий;
- содержание и структура сюжетов игр усложняется;
- основное содержание сюжетно-ролевых игр связано с творческим отражением отношений в мире людей;
- формируется умение планировать игру;
- усваиваются правила и нормы поведения со взрослыми и сверстниками.
К концу дошкольного возраста у детей появляются новообразования:
- произвольность;
- воображение;
- знаковая функция сознания;
- Деятельностно-практического – игра строится как совместная деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение, используются содержательно-организационные и управленческие механизмы игрового взаимодействия по созданию игровой среды и изменению игрового пространства, в ней наблюдается развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации); в сюжетно-ролевой игре педагог и дети постоянно контактируют, координируют действия на основе взаимного содействия, сопереживают, изменяют способы поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга, определяют творческий характер отношений.
При реализации деятельностно-практического взаимодействия появляются устойчивые игровые объединения, в которых дети овладевают важными умениями:
- коммуникативными: договариваться о тематике игры; о последовательности совместных действий; развитии сюжетов; налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться; убеждать, действовать; решать конфликты;
- организационными: справедливо распределять роли: подбирать игрушки, атрибуты, игровое оборудование и вместе обустраивать игровое пространство; совместно планировать игру; коллективно возводить постройки, необходимые для игры; комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;
- у детей развивается инициативность;
- творчество.
3. Эмоционально–личностного компонентов – наблюдается эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, отсутствие принуждения, обоюдный интерес друг к другу, понимание мотивов поведения; осуществляется поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Проявляется внимание к мнению и предложениям друг друга, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиций друг друга, стремление к официальному и неофициальному общению друг с другом.
Дети овладевают умениями:
- создавать выразительные игровые образы с помощью средств реализации замысла: интонаций, действий, жестов, мимики, пантомимики, движений;
- обретают чувство самоценности, которое во многом определяется положением ребёнка в игре, его успехами в игре.
Формы взаимодействия:
- индивидуальное общение педагога с ребёнком по выработке игровых умений;
- организация совместной сюжетно-ролевой игры с подгруппой детей в младшем и среднем дошкольном возрасте;
- коллективная игра в старшем дошкольном возрасте.
Методы и приёмы взаимодействия в сюжетно-ролевой игре:
- Педагог включает детей в совместную игру со сверстниками через использование приёмов внесения игрушек, разработанных О.К. Васильевой:
– создание игровых проблемных ситуаций;
– показ инсценировок театра игрушек;
– дидактические игры;
– сценки–загадки кукольного персонажа.
Педагог организует и сотрудничает с ребёнком по изготовлению атрибутов для игры, изготовлению элементов костюмов (заказы могут поступать в специальный «ящик для заказчиков», который по предложению детей постоянно висит в уголке «Умелые руки»). Форма заказов условно выражается в виде рисунка. 1-2 раза в неделю педагог вместе с детьми изучает, классифицирует заказы, создаёт группы по их изготовлению (А.И. Матусик).
– Организуются и проводятся конкурсы костюмов, конкурсы на интересные ролевые действия, на выразительность речи, жестов, мимики, пантомимики.
– Проводятся беседы, совместное рассматривание и обсуждение иллюстраций.
– Взрослый использует игровое комментирование событий, предлагает «написать» письмо своим друзьям в другой детский сад о том, как они играют.
– Используются такие методы, как: составление рассказа о герое – персонаже игры, драматизация отдельных ситуаций с участием главного героя, чтение произведений и обобщающие беседы о людях схожих профессий, сравнение содержания созданного детьми игрового образа с героем произведения и т.п.
В результате взаимодействия взрослых и детей сюжетно-ролевая игра пройдёт большой путь своего развития: от репродуктивной – к реконструктивной – вариативной – творческой самостоятельной.
Проведённая работа по апробации модели взаимодействия взрослых и детей в сюжетно-ролевых играх позволит обеспечить:
– качество дошкольного и высшего педагогического образования;
– оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, детей и их родителей в сюжетно-ролевых играх;
– повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников;
– обеспечить успешное социокультурное развитие дошкольников через развитие способности вносить в игры разнообразное социальное содержание, взаимодействия.
Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность внедрения модели:
Критерии |
Показатели |
1. Развитие игровой деятельности детей
От 3 до 4 лет |
Ребёнок: - отражает в игре бытовые и профессиональные действия взрослых, события из стихотворений и сказок; - включает в игровой сюжет 2-3 взаимосвязанных события; - принимает игровую роль в совместной игре с воспитателем; - вступает в ролевой диалог с воспитателем и ребёнком-партнёром; - вступает в игровое общение со сверстниками – парное и в малой группе; - объединяется для совместных действий; - неустойчив в игровом общении: спокойное, дружеское общение часто сменяется конфликтами. |
От 4 до 5 лет |
Ребенок: - отражает в игре бытовые действия взрослых и отношения в семье (мама и папа заботятся о детях, любят их, дарят подарки, помогают и т. д.); - передаёт содержание, отражающее представления о социальной действительности (семья, магазин, детский сад, парикмахерская, поликлиника и др.); - отражает опосредованные впечатления, полученные из мультфильмов и книг; - отражает фантастические события; - использует в игре ролевые действия и ролевую речь, направленную на кукольных персонажей; - вступает в ролевое взаимодействие со сверстниками; - осваивает ролевое поведение как способ построения игры; - появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу игры не одну, а несколько ролей; - хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей, предлагает новые роли; - проявляет творчество в создании игровой обстановки. |
От 5 до 6 лет |
Ребенок: - отражает представления о социальной действительности и отношениях людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.) - отражает представления, полученные из различных источников; - переходит к сюжетосложению, которое основывается на развёртывании последовательности целостных игровых ситуаций, включающее их обозначение для партнёра и совместное пошаговое планирование; - переходит от предметного плана игры в план воображения и речи; - приобретает умение понятно для партнёра обозначить свою игровую позицию, презентовать сверстникам свой игровой замысел и направление его развития; - сотрудничает в игре, согласовывает тематику игр, планирует её развитие, выбирает средства реализации замысла; - умеет договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения; - планирует своё поведение, раскрывая образ выбранной роли; - принимает решения для разрешения проблемно-игровых ситуаций.
|
2. Готовность педагогов к проведению игровой деятельности |
Педагог: - хорошо ориентируется в теоретических положениях проекта; - имеет установку на межличностные субъект-субъектные отношения; - способен дать рефлексивную оценку своего взаимодействия с детьми; - воспринимает ребёнка как равноинтересного партнёра по игре; - соблюдает динамичность и незафиксированность позиций воспитатель - воспитанник; -- создаёт эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, поддерживает игровую атмосферу, реальные чувства детей - умеет обеспечить развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации); - умеет осуществлять взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; переход от простейших форм и способов сюжетосложения к сложным); - умеет сформировать готовность у детей к взаимному согласованию и принятию ценностно-смысловых установок партнёров; - создаёт условия для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции поведения партнёров по игре: - организует сюжетно-ролевую игру детей как совместную деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение. |