Пункт коррекционно-педагогической помощи

Автоматизация звуков

           Наконец, ребёнок научился произносить трудный для его звук. Но

 родители часто  бывают разочарованы тем, что повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по своей инициативе, малыш не произносит их в речи, которая остаётся практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постоновка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребёнка и его родителей.

    Часто, научившись правильно произносить звук, ребёнок пропускает или искажает его даже после продолжительных занятий Чисто проговорив скороговорку или стихотворение, малыш возвращается к неправильному произношению, когда его речь не отработана заранее. Объяснение простое: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно  длительное время придётся постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в  слове  или фразе, которую нужно произнести, определить его место  в слове (в начале, середине, в конце).  Надо не забыть и как  произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох).

           Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить

                          свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы

                           поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому   

                                 никогда не торопите ребёнка. Если , отвечая на вопрос,

                              ребёнок  забыл правильно  произнести звуки, обязательно

                                    поправьте его,  но не упрекая и не отвлекая от мысли.

                                      

 

                         Речевая готовность ребёнка к школе                                         

 Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. С первого дня пребывания в школе ребёнку приходиться широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро.   

       Приходя в первый класс, у ребёнка должен быть соответствующий уровень речевого развития.

      На что необходимо обратить внимание:

  • Правильное произношение всех звуков.
  • Умение различать звуки речи на слух:
  • по звонкости – глухости (бочка – почка);
  • по твёрдости – мягкости (банка – белка);
  • свистящие – шипящие (сок – шок);
  • слова, отличающие одним звуком (лак – рак).
  • Владение элементарными навыками анализа и синтеза слов:
  • умение выделять заданный звук из слова (есть такой звук в слове или нет);
  • выделяет первый и последний звук в словах;
  • определять место звука в слове;
  • составлять слово из звуков (Р А   К  - рак);
  • определять количество слогов в слове.
  • Иметь грамматически правильно оформленную речь:
  • пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ухо – уши, кукла – много кукол и др.);
  • употребление в речи относительные и притяжательные прилагательные (собачий хвост, медвежье ухо, сок из яблок – яблочный сок);
  • свободное использование в речи простых (в, на, с (со), из, над, под, к, от) и сложных прилагательных (из-за, из-под).
  • Большой словарный запас.

    Ребёнок должен использовать в речи все части речи, уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: времена года, овощи, фрукты, одежда и др.

  • Владение связной речью:
  • Умение чётко формулировать свою мысль;
  • Уметь пересказывать небольшой текст, составлять описательный рассказ, рассказ по картине, серии картин, из личного опыта.
  • Мелкая моторика.

    Ребёнку в школе нужно будет много писать, поэтому рука должна быть готова.

     Подготовка ребёнка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупреждает появление в дальнейшем многих школьных проблем.

Для чего нам нужна артикуляционная гимнастика.

           

   Чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным, а все речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке.   Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка.

   Такие занятия очень полезны даже при отсутствии явных дефектов речи, потому как они:

  • способствуют слаженной работе всех органов речевого аппарата
  • являются профилактикой нарушений звукопроизношения
  • приучают губы, небо и язык к правильному для каждого звука положению
  • исправляют имеющиеся дефекты речи, вялое произношение
  • тренируют мышцы лица, развивают мимику, улучшают кровообращение
  • готовят ребенка к работе со специалистом (учителем-дефектологом)

Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.

 

  • Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом, в медленном темпе. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, ког​да порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
  • Выполняйте рекомендованный комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.
  • Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен​ка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше-​ния движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви-​жения другими речевыми мышцами.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, ко​торый ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали:

 - во-первых, название вызы​вает у ребенка интерес к упражнению;

 - во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.

 

Общий артикуляционный комплекс.

                                               

  1. «Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10

 

  1. «Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

 

  1. Чередовать «Заборчик» - « Трубочка».

 

  1. «Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)»

Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны (маляр красит домик язычка).

 

  1. «Помидорчик»

Одновременно надуть обе щеки.

 

  1. «Огурчик»

Одновременно втянуть обе щечки.

  1. «Орешек»

Языком дотронуться до правой щеки с внутренней стороны рта и удержать положение, а затем до левой. 

  1. «Покатай орешек»

Языком дотронуться до правой щеки с внутренней стороны рта и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек».

  1. «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

  1. «Часики»

Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.                                                                              

  1. «Крестик»

Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый угол рта и в правый уголок.

                                                                                

  1. «Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

                                                                                

  1. «Кошечка лакает молоко»

Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).

 

  1. «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

  1. «Почистим верхние и нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и     внутри).