Для чего нам нужна артикуляционная гимнастика.
Чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным, а все речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке. Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка.
Такие занятия очень полезны даже при отсутствии явных дефектов речи, потому как они:
- способствуют слаженной работе всех органов речевого аппарата
- являются профилактикой нарушений звукопроизношения
- приучают губы, небо и язык к правильному для каждого звука положению
- исправляют имеющиеся дефекты речи, вялое произношение
- тренируют мышцы лица, развивают мимику, улучшают кровообращение
- готовят ребенка к работе со специалистом (учителем-дефектологом)
Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
- Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом, в медленном темпе. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
- Выполняйте рекомендованный комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.
- Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше-ния движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви-жения другими речевыми мышцами.
- Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
- Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
- Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали:
- во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению;
- во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.
Общий артикуляционный комплекс.
- «Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10
- «Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
- Чередовать «Заборчик» - « Трубочка».
- «Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)»
Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны (маляр красит домик язычка).
- «Помидорчик»
Одновременно надуть обе щеки.
- «Огурчик»
Одновременно втянуть обе щечки.
- «Орешек»
Языком дотронуться до правой щеки с внутренней стороны рта и удержать положение, а затем до левой.
- «Покатай орешек»
Языком дотронуться до правой щеки с внутренней стороны рта и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек».
- «Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
- «Часики»
Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.
- «Крестик»
Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый угол рта и в правый уголок.
- «Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
- «Кошечка лакает молоко»
Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).
- «Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.
- «Почистим верхние и нижние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).